Рубрика: Статьи


Дашаватара

| Автор: | 63 просмотров

Дашаватара (санскр. दशावतारdaśāvatāra IAST) — десять основных аватар Вишну (в некоторых традициях вайшнавизма — Кришны), которые обстоятельно описываются в Пуранах. В философии вайшнавизма аватара (санскр. अवतारavatāra IAST) обычно используется для обозначения «воплощения» или «явления», а даша (санскр. दशdaśa IAST) на санскрите означает «десять».

 

Дашаватара

10 аватар Господа Вишну

Это так называемые маха-аватары (великие аватары). Список дашаватар даётся в «Гаруда-пуране» (1.86.10-11). Там также выделяются те аватары, чья миссия была наиболее важной. Большинство аватар в этом списке характеризуются как лила-аватары. Первые четыре появились в Сатья-югу (первую из четырёх юг, или эпох, в индуистском цикле времени). Следующие три аватары снизошли в Трета-югу, восьмое воплощение в Двапара-югу и девятое в Кали-югу. Предсказано, что десятая аватара появится в конце настоящей эпохи Кали-юги.

По мнению исследователей, истоки концепции аватар Вишну содержатся уже в Шатапатха-брахмане.

Принятие Будды одним из аватаров Вишну произошло в эпоху Гуптов в период между 330 и 550 году нашей эры. К 8 веку н. э. Будда был объявлен аватаром Вишну в нескольких Пуранах. Мифологии Будды и Вишну имеют ряд структурных и существенных сходств, которые и способствовали ассимиляции Будды как аватара Вишну. Эта ассимиляция свидетельствует об индуистской двойственности по отношению к Будде и буддизму. Вишну также был ассимилирован в Сингальскую Буддистскую культуру.

 

 

Дашаватары

Дашаватары

Дашаватара Вишну. 1771-79 гг, Андхра-Прадеш, Индия. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

 

    1. Матсья (санскр. मत्स्यmatsya IAST, «рыба») — воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману — Вайвасвату, а также многих риши и семена всех растений, которые Ману берёт с собой на корабль. По версии «Бхагавата-пураны», Вишну в этой аватаре также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные демоном четыре Веды.
    2. Курма (санскр. कूर्मkūrma IAST, «черепаха») — Вишну в виде черепахи погружается на дно мирового океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Васуки (Шеша), начинают пахтать океан, из которого добывают амриту, Лакшми, луну, апсару Рамбху, Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы.
    3. Вараха (санскр. वराहvarāha IAST, «вепрь») — чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, Вишнувоплотился в вепря, убил демона в поединке, длившемся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках.
    4. Нарасимха (санскр. नरसिंहnarasiṃha IAST, «человек-лев»). В этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, которого разрывает на куски, приняв облик Нарасимхи — чудовища с туловищем человека и головой льва.
    5. Вамана (санскр. वामनvāmana IAST, «карлик») — царь дайтев Бали, благодаря своим аскетическим подвигам, получил власть над трилокой — тремя мирами (небом, землёй, подземным миром) и подчинил девов. Мать богов Адити воззвала к Вишну о помощи, и тогда он в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие, Вишну первыми двумя шагами покрыл всю вселенную, но от третьего шага воздержался, после того, как Бали предложил под него свою голову.
    6. Парашурама (санскр. परशुरामparaśurāma IAST, «Рама с топором») — воплотившись в сына брахмана Джамадагни — Парашураму, Вишну истребил множество кшатриев и передал главенство в мире брахманам.
    7. Рама (санскр. रामrāma IAST, «очаровательный») — принц и царь Айодхьи, явился в Трета-юге. Воплощение Вишну как идеального царя и мужа.
    8. Кришна (санскр. कृष्णkṛṣṇa IAST «тёмный» или «всепривлекающий») — явился в Двапара-юге вместе со своим братом Баларамой. В таких традициях кришнаизма, как гаудия-вайшнавизм, нимбарка-сампрадая и валлабха-сампрадая, Кришна считается не аватарой, а сваям-бхагаваном — верховной формой Бога и источником как всех аватар, так и самого Вишну. Согласно «Бхагавата-пуране», брат Кришны Баларама был воплощением Ананта-шеши. Большинством течений в вайшнавизме Баларама также принимается как аватара Вишну. В версиях списка дашаватар, в которых не содержится упоминание о Будде, Баларама упоминается как девятая аватара Вишну.
    9. Гаутама Будда (санскр. गौतम बुद्ध «просветлённый») — явился в Кали-югу c целью разубедить асуров в святости Вед и лишить их силы. Второй причиной данного воплощения Вишну было желание выявить порочных и нестойких в вере людей, возбудить в них сомнение в святости Вед и в необходимости исполнять священные обряды, а потом погубить их.
    10. КАЛКИ (санскр. कल्किkalki IAST «Вечность», или «время», или «Шутник» и «Разрушитель порока») — «чёрный — смуглый» ВИШНУ на белом коне, со сверкающим мечом в руке, истребляющий злодеев, восстанавливающий Дхарму и подготавливающий грядущее возрождение мира. Калки придёт в конце Кали-юги, которая началась приблизительно 5000 лет назад, и продлится ещё 432 тыс. лет.

Присоединяйтесь к нашим группа в соц.сетях:
ОдноклассникиВконтактеFacebook