Русалии: история, традиции и значимость славянского праздника

05 сентября 2019 - 220 прочитали

Реклама

Славянские Праздники. Русальи Дни
Загадочный и магический праздник Русалии в древней славянской культуре. Отправляйтесь в увлекательное путешествие в историю русского народа и узнайте о суеверных поверьях, ярких обычаях и таинственных традициях, связанных с Русальными неделями. Узнайте, как отмечались эти важные события весной и летом. Погрузитесь в мир водных дев и секретов, которые хранила собой эта потрясающая культовая церемония. Вас ждет увлекательное путешествие в древние тайны и загадки Русалии.

Русалки: взгляд на мифологию и реальность

Мифология древних народов всегда была богата разнообразными существами, олицетворяющими природные явления и человеческие страхи. Русская мифология не исключение, и одним из наиболее загадочных и привлекательных являются русалки. В этой статье мы рассмотрим историю и значение русалок в русской мифологии, а также попытаемся понять, насколько эти существа остаются живыми в современном мире.

Русалки занимают особое место в русской мифологии, будучи существами, обладающими как загадочной красотой, так и страшной силой. Они часто ассоциируются с водными элементами, в основном с реками и озерами. Русская мифология описывает русалок как прекрасных девушек с длинными волосами, но с хищными чертами характера. Их присутствие было связано с предвестиями бедствий, но в то же время, люди верили в их способность приносить урожай и благополучие.

Мифологический образ русалок отразился в русской литературе и искусстве. Они стали персонажами в романах, стихах, и даже в живописи. В произведениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и других классиков русской литературы русалки предстают в различных обличиях, вызывая одновременно страх и восхищение.

Сегодняшний мир окутан тайнами и загадками, и русалки, кажется, не исчезли из коллективного воображения. Некоторые люди утверждают, что видели русалок на берегах озер или в глубинах рек. Современные исследователи также обращают внимание на разнообразные верования и легенды, связанные с русалками, и пытаются понять их происхождение и влияние на современное общество.

Однако, большинство ученых склоняются к тому, что русалки, скорее всего, являются продуктом воображения и мифологического наследия. Не существует убедительных научных доказательств существования русалок, и многие случаи «встреч» с этими существами могут быть объяснены природными феноменами или человеческим воображением.

Русские русалки остаются увлекательным и загадочным явлением в русской мифологии. Их образ прочно вписался в культурное наследие и искусство, продолжая вдохновлять творцов. В современном мире мифология соседствует с реальностью, и рассказы о встречах с русалками продолжают придавать загадочность водным просторам. Независимо от того, являются ли русалки реальностью или продуктом человеческого воображения, они останутся важной частью культурного наследия, захватывая внимание и вдохновляя новые исследования и творческие произведения.

 

Русалий День: история и традиции празднования

Русалий День — это уникальный и загадочный праздник, занимающий особое место в культуре ряда славянских народов. Его история насыщена древними обрядами, поверьями и таинственными традициями, которые соединяют людей с природой и сверхъестественным миром. Давайте погружаемся в мир Русалий Дня, раскрывая его тайны и значение для народов, отмечающих этот древний праздник.

Истоки Русалий Дня уходят в глубокую древность, связанную с языческими верованиями славян. Этот праздник отмечался в честь русалок — загадочных и прекрасных водяных духов, олицетворяющих водные стихии. В древности русалки считались защитницами водоемов, лесов и полей.

Существует множество легенд и мифов, связанных с русалками, и Русалий День считается временем, когда границы между миром живых и потусторонним становились тоньше. В этот день люди верили, что русалки могут явиться на поверхность и влиять на судьбу человека.

Празднование Русалий Дня сопровождается различными обрядами и традициями, каждый из которых несет в себе глубокий символизм и дух древности. Важной частью праздника является купание в открытых водоемах, считая, что это приносит человеку благословение и защиту русалок.

Традиционно в этот день устраиваются красочные праздничные гуляния, ярмарки и народные гуляния. Люди украшают свои дома цветами и зеленью, чтобы привлечь к себе внимание русалок и обеспечить себе защиту от несчастий.

Один из обязательных обрядов — плетение венков из цветов и трав. Эти венки считаются своеобразными амулетами, защищающими от злых сил и приносящими удачу. Люди оставляют эти венки в лесах и на берегах рек как жертву русалкам.

Также существует обычай устраивать костры и прыгать через них, что символизирует очищение и перерождение. Верится, что огонь обладает особой силой в Русалий День и способен очистить человека от болезней и бед.

С течением времени Русалий День претерпел изменения под воздействием различных культурных воздействий и религиозных трансформаций. В некоторых регионах традиции этого праздника сохранились в чистом виде, в то время как в других они слились с элементами христианских праздников.

Несмотря на изменения, Русалий День остается важной частью культурного наследия славян. Этот праздник продолжает свое влияние на мировоззрение людей, напоминая о важности связи с природой и традициями своих предков.

Русалий День – это удивительный праздник, насыщенный мистикой и красотой. Его история и традиции представляют собой уникальное наследие, которое продолжает жить в сердцах и сознании людей. Празднование Русалий Дня является не только возможностью вспомнить древние обычаи, но и временем объединения с природой и своим культурным прошлым.

 

Русалии в Апреле: Первая Неделя с 16 по 22 число

Весенние Русалии — это древний славянский праздник, связанный с приходом тепла и расцветом природы. В апреле, особенно в первой неделе с 16 по 22 число, эти праздничные традиции оживают, наполняя окружающий мир яркими красками и волшебством. Давайте рассмотрим, какие события и явления сопровождают первую неделю Русалии в этот весенний период.

С приходом апреля природа начинает пробуждаться от зимней спячки. Первая неделя Русалии – это время, когда весенние цветы расцветают, а деревья одеваются в нежную зелень. В этот период особенно заметны перемены в природе, символизирующие воскрешение жизни после зимней стужи.

Первая неделя Русалии – это время, когда многие люди прибегают к древним обрядам и традициям. Ритуалы увековечивают связь с природой и призывают благосклонность Русалок – мифических существ, олицетворяющих водные стихии. Люди устраивают праздничные гуляния, пляски вокруг весенних костров и прочие традиционные мероприятия, чтобы привлечь благосклонность природных сил.

16 — 22 апреля отмечается славянский праздник  Первый Русалии, череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица (неделя) посвящённая чествованию Девы Лели — юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов — русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней, выбирают промеж себя «Лелю» — самую пригожую из всех, оплетают-убирают её тело и одежды свежей зеленью, водят вокруг неё хороводы, поют песни да творят иные свои таинства, от сторонних (мужских) глаз сокрытые. Славя Юную Лелю, они приносят Ей требы, сбрызгивая с ивовых ветвей воду на нивы. Затем — бегут играть с парнями в «ручейки», строят из рук «Живин мост». В весенней обрядности, во время Лельника и других праздников, повсеместно, во всём славянском мире, широко применялись различные магические действия с куриными яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними.

Русалии, дни духов и Берегинь. Немного о Русалках и Русалиях (празднеств, проводимых в честь духов.) Русалии в древней Руси были кульминационной точкой народных языческих празднеств. Все виды искусства проявлялись в них полной мерой: музыка, пение, танцы, военные игры, театрализованные действа, проводившиеся иногда в масках.

Участники русалий, как можно думать, делились на простых зрителей и на специальных людей, выполнявших главные разделы игры-обряда, подобно тому, как в болгарской деревне существовали дружины «русальцев», а торжественное празднование нового года еще недавно выполнялось двенадцатью «старцами» в огромных масках и специальных одеждах.

Нехристианская, языческая сущность русалий проявляется уже в первом упоминании их в летописи. Такое огромное общерусское несчастье, как нашествие половцев во главе с Шаруканом в 1068 г., расценивалось летописцем как проявление божьего гнева, вызванного тем, что русские люди отвернулись (во время засухи) от нового христианского бога и обратились к старым богам своих дедов:

«Удержах от вас дождь… и поразих вы зноем, — говорит христианский бог людям. — Обратитеся ко мне и обращаюся к вам, глаголеть господь, и аз отверзу вам хляби небесные». «Дьявол льстить, — говорит далее автор поучения, использованного летописцем, — превабляя ны от бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». «Видим убо игрища утолочена и людий много множьство на них… а церкви стоять; егда же бывает год молитвы — мало их обретается в церкви. Да сего ради казни приемлем от бога всяческыя и нахоженье ратных… грех ради наших».

Сто лет спустя Кирилл Туровский в числе «злых и скверных дел, их же ны велить Христос отступити», называет «плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобные, русалья». Другой современный автор пишет, что адскими муками будут наказаны «игры, глаголемые куклы и скоморохи и русалиею пляшущая и вся игрища бесовскаа».

А Изборник XIII в. предостерегает: «Егда играют русалия ли скомороси, ли пьянице кличють… или како сборище идольских игр — ты же в тъ час пребуди дома!». Все это писалось в те века, когда церковные художники смело изображали на миниатюрах богослужебных книг и бубны, и сопели (флейты), и трубы свиты царя Давида. Очевидно, дело было не в музыке как таковой, а в её религиозной направленности.

Термин «русалии» настолько прочно был в быту Руси XII в., что даже в чисто церковных сочинениях о посте время определялось этим языческим праздником: «… и по съшьствии святого духа, рекше по русалиих…» «…масла же до русалии приемлють…».
Русалии — это «сбор великий» большого количества людей, одетых в яркие праздничные одежды, «упестренных».

. Известны этнографические примеры того, что «проводами русалок» руководили специальные старики «русалыцики» (Воронежская обл., 1935 год).

Это музыканты, играющие на духовых, струнных и ударных инструментах, гусляры и скоморохи, одетые в «скураты» — маски и «деющие на глумленье человеком». Затем выделяются плясуньи, которые не принадлежали к скоморохам и выбирались, очевидно, из числа красивейших девушек города или села.

На долю зрителей оставались «пение бесовское», «говор бесчинный», «плещевание» и «позорование» всего, что происходило. Только во время летних русалий от семика до петровского заговенья разрешалось пение девичьих песен с архаичным припевом «О — эв — Леля!», «Лелемье» и т. п., родственным греческому «эвое!».

«Русалки суть женские существа — очень красивые девушки с длинными косами и крыльями». Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой — об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество. Все это происходит в июне, который и называется «русальским месяцем».

Празднование Первых Русалий – как было и как будет?

Знаем, знаем, как всю неделю гуляли девушки и парни в Первые Русалии! Как расцветали после долгой зимы подснежники и чувства, как пробуждались Природа и люди, плоть от плоти ее. Как сбрасывали с себя холодные осколки сна, постепенно наполнялись жизнью теплеющие реки, и на их сверкающих волнах начинали появляться живые духи реки – томные русалки.

Первые Русалии — время петь о любви!

Как тайком от парней, смущенно розовея, сбивались девчонки на березовой полянке близ поющей весенние песни речки, скидывали обереги и белую одежду и вертелись в древнем непостижимом танце, в котором и не девушки уже, а вечная женственность, таинственная и тёмная в своей непостижимости, воспаряла над землей, смешиваясь с ароматом подснежников и первых березовых соков, звеня серебряным колокольчиком тихого смеха.

Как ходили парни за девчонками в хороводах, поглядывая на разрумянившиеся щечки, алые губки да синющие глаза, что мерцали подобно голубой воде пробудившейся речки. Как какие-то дивные красавицы с длинными волосами, тихой тенью приближались к гуляющим среди берез парочкам, и нашептывали им что-то, от чего замирало дыхание, и начинали от восторга теплеть коленки.

Первые Русалии. Праздник пробуждения Духов Воды

Чарующих, непостижимых, веселых и опасных в своей шаловливости Русалок. Время, когда границы обыденного теряют свою неумолимую жесткость, когда резкие однозначные цвета становятся полутонами, когда кружится голова от предчувствия чего-то еще не бывалого, не совсем земного, немного потустороннего, по ту сторону обычного бытия…стираются границы между мирами.

Женский праздник, когда рождается любовь

Знаем, знаем, как красили яйца, да играли с ними «яишное заговенье», готовили пироги с яйцами, да с собой каждый на гулянье брал пяток яиц, которыми расплачивался за качание на качелях, да еще и в «перебой» оставалось чем сыграть, постучать яйцами друг о друга. И была в этих незатейливых играх древняя магия, чары зарождения новой яркой жизни.

И бегали всю неделю с подарками к русалкам гадать – осторожничая, побаиваясь, надеясь изо — всех сил на обретение любви и красоты, на свадьбу и свершение предначертанного счастья. Кто, как вечно молодые и прекрасные Духи всезнающей Воды, предскажут — погадают? Найти то их сейчас легко — стоит прижаться к березке, что растет около речки, да прошептать свой потаенный вопрос. Зашелестит молодая листва, стукнет-щелкнет что-то, почудится легкий прозрачный девичий смех, запоет птичка. Так отвечают русалки. Так легко сейчас напустить любовные чары:

Река с рекой сливается,
роща с рощей срастается,
цветок с цветком сплетается,
трава с травой свивается.
Той травы возьму пучок,
заплету цветы в венок,
через рощу пронесу,
по ручью венок пущу.
Унеси вода венок,
на сплетение дорог.
И вот наступает Лёльник, последний день Первых Русалий.

И спускаются на землю Боги

И спускаются на землю Боги к собравшимся на красной-красивой горке людям в белых одеждах. Прилетает вместе с птицами прекрасная Лёля, Богиня Весны. И кто знает, не потому ли стала божественно прекрасна вон та девчонка, которая вчера была просто миленькой Дарьюшкой. Ведь сегодня она, щедро одетая в свежую зелень, зовётся Лёлей, величаво сидит на троне из нескольких слоев дерна с пушистой молодой травкой, раскланивается с теми, кто подносит ей требу с молоком и сыром, улыбается тем, кто ведет вокруг нее хороводы с веселыми песнями – веснянками, закликающие весну. Не потому ли так светло и благородно стало чело девицы-красавицы, что стоит за ее плечами, осеняя всех своей молодой любовью, сама Лёля, пришедшая на праздник в свою честь? И, может быть, именно поэтому веночки для девчат, полученные из белых рук Дарьюшки-Лёли, сулят приход духовной пары, любовь, замужество и счастье в этом году? Это Лёльник, праздник, которым завершаются 22 апреля Первые Русалии, проводимый молодежью на красной, самой красивой в округе, горке.

И получают женщины цветы

Вот именно в этот день нарядные девы и величавые жены получают в подарок цветы. Действие, осененное божественным смыслом. Прекрасные цветы, воплощение молодой жизненной силы божественной Лёли, как священное подношение тем, кто несет в себе всю жизнь свет любви и надежды на счастье. Это тоже магия, тоже чародейство. Что может быть очаровательнее весеннего полевого цветка, сорванного мужчиной для своей любимой, с пожеланиями покровительства Лёли, Богини вечной Весны?

Так раньше встречали свою любовь. Что же сейчас?

Неужели перестали засыпать и пробуждаться реки? Неужели перестали шелестеть на теплом ветерке просыпающиеся березки? Неужели девушки перестали гадать о любви? Неужели парням девушки перестали казаться прекрасными, как сама Лёля?

Не верю. Просто мы перестали звать русалок, красим яйца, объясняя это другими традициями, получаем цветы в необъяснимом природными законами 8 марта, и почти забыли красавицу Лёлю, спускавшуюся к нам на птичьих лёгких крыльях с ароматом первых цветов.

И только иногда, когда позволяем себе стать проще и мудрее, прислушаться к природным ритмам, задуматься о прошлом, взяв в руки книгу о давних временах, мы вдруг становимся светлее и чище, вернув в нашу жизнь сказку, любовь и единение с Божественной Природой.

 

Зелёные Русалии (Зелёные святки): обычаи и поверья с 26 мая по 2 июня

Русалий праздник приходит 26 мая. Длились Зелёные Святки по 2 июня. Хотя в некоторых регионах праздновали их аж до 21 июня (праздник Купало) и, лишь дождавшись этого дня, народ изгонял русалок и завершал вторую Русалью неделю.

Береза была особенно почитаемым символом в Русальную неделю. Славяне верили, что именно на ее ветвях обитают духи во время Зеленых святок. Люди окружали березу хороводами и устраивали различные празднества. Ее веточки использовали для создания венков, а ветви украшали разноцветными лентами, украшениями и одеждой. Из ветвей делали украшения для дома, чтобы украсить свои жилища. Также к березе приносили различные дары в знак уважения, чаще всего это были мед и яйца.

Опасности седмицы праздника: чего стоит бояться в Русалии?

Зеленые святки представляли опасный период в году с точки зрения славян. Тем не менее, при соблюдении всех необходимых предосторожностей ничего ужасного не должно было случиться, что приводило к введению определенных запретов.

Согласно верованиям, в течение этой волшебной недели души усопших, переходящих из мира мертвых в мир живых, становились особенно близкими к людям. В этот период они могли присутствовать вблизи людей, особенно у воды. Встреча с такими духами не предвещала ничего хорошего, и поэтому старались избегать подобных встреч. Поэтому в преддверии Зеленых святок люди избегали близости к:

1. воде;
2. полям;
3. лесам;
4. перекресткам дорог;
5. кладбищам.

Эти места считались наиболее вероятными для встречи с духами. У воды и на полях русалки часто развлекались, качаясь на ветвях деревьев. Кладбище, естественно, было местом, где можно было встретить духов даже в обычные дни. Перекресток считался проклятым местом, что подтверждалось установкой поклонных крестов.

Полдень и полночь считались самыми опасными часами в период Зеленых святок, но даже в другие часы люди старались не ходить в одиночку, особенно избегая купания. Несоблюдение предосторожностей могло привести к тому, что не успокоенный дух либо утопит кого-то в водоеме, либо смертельно защекотать.

Проводы русалки

Прощание с русалками, обеспечивавшими влагой поля, происходило в ключевые моменты вегетации. Когда формирование колоса завершалось и дождь в течение определенного времени больше не требовался, с русалкой можно было временно попрощаться. Ритуал прощания с русалкой связан с катанием на лошадях на празднике Купалы — бале-маскараде, на котором один из мужчин переодевался в лошадь. В этнографических записях упоминается использование лошадей-масок древними русалициками. Считалось, что русалки большую часть года проводят на дне реки и выходят на поверхность в так называемую Русальную неделю. Древние славяне отмечали этот праздник, устраивая на высоком месте танец русалок и распевая русальные песни сорокам, кружившим над деревней.

Центральное место в празднике занимал ритуал погребения и проводы русалки. Участники выбирали самую красивую девушку и украшали ее множеством гирлянд и зеленых «венков». Затем процессия проходила по деревне, а ближе к вечеру участники выносили русалку за пределы деревни. Напевая специальную песню, с русалки снимали гирлянду или венок и бросали ее в воду или огонь (если поблизости не было реки). По окончании обряда все разбегались, а царевна-русалка догоняла и пыталась поймать кого-нибудь из участников. Если царевна-русалка кого-то ловила, это считалось дурным предзнаменованием, предвестником будущей болезни или смерти.

По легенде, в Русалью неделю русалок видели у рек, на цветочных полях, в рощах и, конечно, на перекрестках и кладбищах. Считается, что во время танцев русалки совершали ритуалы, связанные с защитой урожая. Они раздавливали прорастающие колосья или вызывали неурожай, дождь, бури и засуху. Встреча с русалками сулила несметные богатства и несчастья. Русалок боялись как девушки, так и юноши. Считалось, что русалки заманивают детей в круговые танцы, щекочут их или затанцовывают до смерти. Поэтому мальчикам и девочкам строго-настрого запрещалось выходить в поле и на луг на Русалью неделю. Если ребенок умирал в неделю Русалии (в христианстве — в неделю после Троицы), то считалось, что его унесла русалка. Чтобы защититься от русалок, нужно было носить с собой сильно пахнущие травы — полынь, хрен, чеснок.

 

Встречи с русалками: миф и реальность

Загадочные и привлекательные русалки веками завораживают человечество своей красотой и загадочностью. Легенды и мифы о встречах с русалками пронизывают культуры различных народов, а морские рассказы о них возникают в разговорах мореходов.

Русалки, как и многие другие фантастические существа, имеют свои корни в древних мифах и легендах. Они часто изображаются как прекрасные женщины верхом на рыбьем хвосте, способные обольстить моряков своим вокалом. Эти истории передаются из поколения в поколение и становятся частью культурного наследия. Однако, несмотря на красочность рассказов, существует лишь ограниченное количество доказательств, подтверждающих реальность встреч с русалками.

Существуют отдельные случаи, когда люди утверждали, что сталкивались с русалками. Однако большинство таких рассказов носят характер анекдотических и не поддаются проверке. Большинство «свидетельств» основаны на субъективных воспоминаниях и личных переживаниях, что делает их сомнительными с точки зрения научного подхода.

Первые документальные записи о русалках относятся к XII веку. В норвежских хрониках Speculum Regale упоминается странное существо с женским туловищем и рыбьим хвостом. В 1403 году в Голландии после сильного шторма на берег выбросили девушку с плавниками вместо ног, событие, описанное в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры».

В 1608 году мореплаватель Гудзон чуть не встретил морскую деву во время своих путешествий. Однако лишь матросы заявили, что видели девушку с черными волосами, голой грудью и огромным хвостом за бортом. В XVII веке стала известна история испанца Франсиско де ла Вега Касаре, который считался человеком-рыбой согласно документам и рассказам очевидцев.

С тех пор встречи с русалками стали более частыми, часто они попадались в сети рыбаков или являлись мореплавателям. Однако, несмотря на все упоминания, до сих пор нет убедительных доказательств существования русалок.

Современная наука не предоставляет подтверждений существования русалок. Мифические существа, такие как русалки, остаются в сфере фольклора и художественной литературы. Многие предположения о встречах с русалками объясняются феноменами природы, галлюцинациями или недопониманием необычных природных явлений.

Несмотря на отсутствие конкретных доказательств, русалки остаются важной частью искусства и культуры. Они воплощают в себе тайну водоемов, его непредсказуемость и влечение к неизведанным глубинам. Русалки продолжают вдохновлять художников, писателей и музыкантов, создавая прекрасные произведения искусства.

 

Современные реалии: что стало с русалками сегодня?

Существуют ли в наше время русалки? Ответ очевиден — нет. Возможно, в древности существовали сущности, напоминающие русалок и до сих пор неизвестные науке. Тем не менее, можно утверждать, что они существенно отличались от нашего представления о русалках. Но как объяснить множество рассказов о встречах с ними? Исследователи обращают внимание на этот вопрос. Например, одна из популярных теорий утверждает, что русалки, о которых рассказывали моряки, — результат их воображения. Это связано с тем, что длительное воздействие однообразной информации на мозг может вызывать галлюцинации. Моряки, проводя месяцами в одном и том же месте, становятся жертвами подобного иллюзорного восприятия. Кроме того, из-за преломления света под водой морские обитатели могут казаться человекоподобными. Вопреки мнению ученых, многие исследователи продолжают верить в существование русалок и выдвигают гипотезы об этих существах.

Современные художники, писатели и режиссеры все чаще обращаются к образам русалок в своем творчестве. Это становится своеобразным вкладом в культурное наследие и новый способ воспринимать мифические существа.


Понравилась статья - Поделитесь с друзьями в соцсетях