Церковь и государство в конце XV — начале XVI века

02 мая 2024 - 108 прочитали

Русская православная церковь долгое время играла важную объединяющую роль на землях Древней Руси. Однако в XV веке начался ее путь к независимости благодаря ряду исторических событий и изменений в статусе церкви.

Эволюция статуса Русской православной церкви на пути к независимости

Русская православная церковь долгое время играла важную объединяющую роль на землях Древней Руси. Она поддерживала политику князя Александра Ярославича по сосуществованию с Золотой Ордой, вдохновляла князя Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве. В период междоусобиц церковь выступала на стороне усиления власти великого князя московского.

Церковь и государство в конце XV — начале XVI века

Значимый этап на пути к независимости настал в 1448 году, когда впервые русский иерарх был избран не в Константинополе, а на соборе духовенства в Москве. Им стал митрополит Иона Рязанский. Падение Византии в 1453 году окончательно переломило зависимость Русской церкви от Востока: выборы митрополитов теперь проходили самостоятельно. Это значительно повысило авторитет церкви среди верующих. Вместе с тем, возглавлять церковь стал уже не посланник из Византии, а подданный русского князя, что открыло дорогу для вмешательства светской власти в ее дела.

Богатство и благочестие: как монастыри обогащались и служили народу в XV веке

В XV веке на Руси цветёт монашеское чинопочитание. В разных уголках страны появляются новые, снабжённые щедрыми пожертвованиями общины. Так, в начале столетия на Соловках основывают скит благочестивые иноки, а в последней четверти в Подмосковье Иосиф Волоцкий строит новую обитель.

Вера в загробную жизнь побуждала верных помогать упокоению усопших родичей. Монастыри получали всё: от утвари до целых деревень. Богатые князья и бояре нередко отдавали последние сбережения, чтобы обеспечить себе поминовение.

Пожертвования превращали некоторые скиты во всемирные центры. Троице-Сергиев и Иосифо-Волоколамский монастыри привлекают тысячи даров; последний становится образцом благотворительности, кормя странников и нуждающихся. Однако процветание обителей приводит и к изменениям: монахи начинают вести пишущий образ жизни.

Так паломничество и благочестие изменяют лики российских монастырей, делая их центрами веры и добрых дел.

Борьба за веру: возникновение и преследование ересей на рубеже средневековья

Во второй половине XV века в обществе Древней Руси накаляются религиозные дебаты. Свободолюбивый Новгород, где сходились торговые пути, стал рассадником новых учений.

Первым из протестующих выступил цирюльник Карп, обличивший «симонию» — требование платы за посвящение. Стригольники отвергли обряды, вернувшись к языческим ритуалам.

В 70-х годах в стране появляются жидовствующие, привнёсшие в русскую среду Ветхозаветные идеи. Даже великий князь Иван III колебался между старой и новой верой.

Отвергая Троицу и иконы, жидовствующие считали монашество излишним. Их проповеди нашли отклик среди знати, однако духовенство не готово было мириться с отступлениями.

На соборах 1490 и 1504 годов церковь приговорила еретиков к разнообразным казням — от сожжения шапок до смерти на костре. Так возвышалась вера православная.

Борьба за дух Церкви: противостояние нестяжателей и иосифлян в Московской Руси конца XV века

Во времена укрепления великокняжеской власти в стране начались споры о роли и имуществе церкви. Инициатором движения нестяжателей стал Нил Сорский, призывавший к аскетизму и независимости от светской власти.

В ответ иосифляне во главе с Иосифом Волоцким защищали монастырские владения как источник благотворительности. Первоначально отстаивая приоритет патриарха, Иосиф позже подчинил церковь царю.

Первоначально поддержав нестяжателей, Иван III потом склонился на сторону иосифлян, увидев в них союзников в укреплении самодержавия. Василий III окончательно одержал верх над сторонниками аскетизма, закрепив господство иосифлянской модели.

Так церковный раскол обернулся победой взглядов, более выгодных для развивающейся авторитарной власти.

Пророчество о «Третьем Риме»: философия истории как обоснование миссии Московии

Первым, кто возвеличил новую роль Москвы, стал митрополит Зосима. В церковном труде 1490-х он сравнил Ивана III с Константином, назвав Москву «новым Константинополем».

Идею «Москвы — Третьего Рима» более развил инок Филофей в посланиях к Василию III. Он увидел логику в перемещении центра христианского мира из униатского Константинополя в Москву.

Согласно Филофею, это возлагало на московских государей миссию защиты православия. От их верности вере зависело будущее всего человечества, поскольку «четвертого Рима не будет».

Так теория обосновала сакральный смысл растущей роли страны и власти московских князей на пространстве бывшей Византии.


Читайте также на нашем сайте

Первые киевские князья

Леонид Брежнев — забытый герой ВОВ

Взгляд на личность Сталина от Андрея Громыко

Раздробленность в Англии и Франции

Реформы Избранной рады

Южные и юго-западные русские земли

Бывший первый секретарь Омского обкома КПСС Евгений Дмитриевич Похитайло (1926-2015) прославился тем, что отказался принимать из рук Ельцина государственную награду.

Архитектурные памятники Древней Руси XI-XII веках

Древний Китай

Рождение исламского мира