Культура русских земель в 13 веке

26 апреля 2024 - 211 прочитали

В статье рассмотрены основные черты, характеризующие региональные культуры Древней Руси XII—XIII веков, а также описано влияние монгольского нашествия на культуру эпохи феодальной раздробленности.

Особенности региональных культур на Руси XII—XIII веков

Распад единого Древнерусского государства не привел к угасанию культуры, напротив, он стимулировал развитие региональных школ. Каждый крупный центр — Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич — начал формировать собственные культурные традиции.

Культура русских земель в 13 веке

Новгород и Псков отличались духом самоуправления жителей и активной общественной жизнью. Здесь культура получила черты демократичности и открытости. Во Владимиро-Суздальской Руси культура приобретала пышные и торжественные формы, подчеркивая могущество и влияние местных князей.

Таким образом, к XII-XIII векам на Руси сформировалось несколько локальных художественных стилей, отражавших особенности политического устройства и менталитета населения каждого крупного города-государства. Это стало важным этапом становления национальных культур Восточнославянского мира.

Знания и наука в Древней Руси

Несмотря на преобладание религиозного мировоззрения, на Руси активно накапливались и обрабатывались научные знания. Большое внимание в переводных трудах уделялось географии, естествознанию, медицине. Точное описание природных явлений помогало насытить фактический материал, необходимый для развития науки.

Сведения из математики, астрономии, механики находили практическое применение в сельском хозяйстве, ремеслах, архитектуре. По уровню научных знаний и их использованию Русь не уступала другим странам Европы.

Географические представления русских людей обогащались благодаря торговле, военным походам, путешествиям. Образованные люди знали не только об Европе, но и о Дальнем Востоке, Ближнем Востоке, Египте. Русские паломники посещали Царьград и Иерусалим.

На Руси сформировалась своя медицинская школа. Самым известным врачевателем был Агапит Киево-Печерского монастыря. Таким образом, несмотря на религиозные догмы, на Руси активно накапливались и применялись разнообразные научные знания.

Развитие литературы в Древней Руси XII-XIII веков

Эпоха феодальной раздробленности стала периодом расцвета литературы в Древней Руси. В каждом княжестве ведутся летописи, отражая местные особенности. Владимиро-Суздальские летописи подчёркивали роль местных князей, в то время как Новгородские более детально описывали городскую жизнь.

Появляются новые жанры — поучения. Знаменитое «Поучение» князя Владимира Мономаха пропагандировало идею единства государства. В произведениях Даниила Заточника поднималась тема княжеской власти.

В это время создаются былины и сказания, отражавшие стремление к восстановлению единства. Шедевром стало «Слово о полку Игореве», в котором автор осуждает междоусобицы и призывает к прекращению распрей. Таким образом, литература XII-XIII веков достигла расцвета, отражая политическую ситуацию раздробленной Руси.

Архитектура Древней Руси XII-XIII веков

В эпоху феодальной раздробленности наибольшее развитие получили новгородская и владимиро-суздальская архитектурные школы.

В Новгороде строились небольшие одноглавые храмы, простые, но выразительные, гармонично вписывающиеся в окружающий пейзаж. К их числу относятся церкви Спаса на Нередице, Георгия в Ладоге.

Во Владимиро-Суздальской земле зодчество приобрело пышные, торжественные формы. При Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире и шедевр русского зодчества — церковь Покрова на Нерли.

В это же время возводился усадебный комплекс в Боголюбове, украшенный скульптурой. При Всеволоде Биг Нёзде построили Дмитриевский собор с уникальной каменной резьбой.

Таким образом, в период раздробленности на Руси сложились местные школы зодчества. Их творения отличались изысканностью форм и высоким мастерством русских зодчих.

Живопись Древней Руси XII—XIII веков

В период раздробленности в русской живописи усиливается влияние местных художественных школ. Произведения продолжали носить преимущественно религиозный характер, но всё чаще включали бытовые детали.

Художники неукоснительно следовали византийским канонам, однако вносили индивидуальные черты. Это проявлялось особенно в новгородской живописи с её яркой колоритной палитрой. Лика святых приобретали славянские черты.

Во Владимиро-Суздальской земле фрески были также красочными. На них изображались реальные события и портреты. На иконах святые нередко напоминали князей-заказчиков, как, возможно, Дмитрий Солунский с изображением Всеволода Большое Гнездо.

Таким образом, в период феодальной раздробленности в русской живописи усиливается влияние местных школ. Произведения, сохраняя православные каноны, приобретают национальные черты, в них появляются бытовые детали.

Влияние монгольского нашествия на культуру Древней Руси

Страшный урон культуре Древней Руси нанесло монгольское нашествие в XIII веке. Огнём и мечом были разрушены города, храмы, монастыри. Погибли памятники живописи, скульптуры, церковная утварь. Многие ремёсла пришли в упадок.

Значительные потери понесло книгохранение, прервались традиции летописания. Гибель мастеров привела к утрате ценных навыков в строительстве и декоративно-прикладном искусстве.

Восстановление культуры затруднял недостаток специалистов и финансов. Многие ремёсленники угнали в Орду, где строили города для завоевателей.

Культурные связи с Европой прервались на долгие годы. Монгольское иго нанесло невосполнимый урон духовным ценностям Древней Руси, затормозив развитие самобытной славянской культуры.


Читайте также на нашем сайте

Расцвет Древнерусского государства

Жесткие наказания чиновников в Сталинском уголовном кодексе за нарушения

Древняя Греция — истоки западной цивилизации

Что изучает история

История 5 класс

Владимиро-Суздальское княжество

Опричнина

Открытое письмо Маршала В.И. Чуйкова Солженицыну

Древние народы на территории России

Внешняя политика Ивана IV