Рубрика: Статьи


Как соблюдать информационную чистоту

| Автор: | 117 просмотров

Телевидение, интернет, музыка, реклама — окружающая нас информационная среда достаточно агрессивна. «Купи!», «Попробуй!», «Возьми кредит!». Но гораздо страшнее скрытая реклама, которая через сериалы и фильмы транслирует нам определённые модели поведения. Мы живём в обществе, где потребление стало господствующей идеологией, философией большинства.

 

 

Носить то, что сегодня уже немодно, — это моветон, а пользоваться старой моделью телефона, когда уже есть более новая, — это практически вызов обществу, и нам на это обязательно укажут при случае. Практически с детства (в том числе и сами родители, как ни прискорбно это признать) нам инсталлируют в сознание те или иные управляющие программы, которые потом всю жизнь будут нас заставлять делать то, что нужно не нам, а тем, кто проплатил вращение в обществе той или иной информации. Существует мнение, что 90 % информации, с которой мы ежедневно сталкиваемся, — кем-то проплачена и кому-то выгодна. Вдумайтесь только: 90 %. Существуют ли при таком психологическом и информационном прессинге у нас хоть какие-то шансы не спустить всю зарплату в ближайшем от дома магазине? Не всё так страшно. Шансы есть. Как же соблюдать информационную чистоту и ограничить себя от соприкосновения с информационными помойками?

 

Телевизор — оружие массового поражения

«Не читайте газет!» — говорил профессор Преображенский. Если бы только уважаемый Филипп Филиппович знал, какое страшное оружие изобретут много лет спустя, он бы непременно добавил: «И не смотрите телевизор». Надо сказать, что у телевидения есть одна очень подлая уловка — иллюзия выбора. Вам предложат на выбор тысячу и один канал и скажут, что вы можете выбрать себе по вкусу, что хотите смотреть. Однако это выбор между несколькими сортами экскрементов, и не более того. Разные каналы лишь транслируют один и тот же информационный шлак, который будет загрязнять ваш внутренний мир и создавать, мягко говоря, странные мотивации. Опыт показывает, что если человек регулярно смотрит телевизор, то говорить с таким человеком в плане какого-то саморазвития, в принципе, не о чем. Все его модели поведения и точки зрения, а также мнения по разного рода жизненным ситуациям уже прописаны «заботливой рукой» телевизионщиков. Ради эксперимента попробуйте предложить такому заядлому телезрителю какую-нибудь здравую информацию для размышления и вы услышите в ответ, что от алкоголя отказываться нельзя, потому что он содержит в себе полезные вещества, чтобы исключить из рациона мясо, нужно как минимум попасть в деструктивную секту, а девственность до свадьбы — это вообще прошлый век. И у вас возникнет чувство, что вы разговариваете с каким-то ретранслятором Останкинской телебашни, и не более того. Хотите стать таким же ретранслятором? Весьма сомнительное счастье. Тогда лучше выбросить из дома телевизор.

 

Это — первое правило информационной чистоты. Нужно создать такую чистоту хотя бы в своём доме.

 

Интернет — инструмент или…

Второй по степени воздействия источник информации — это Интернет. И здесь уже не всё так однозначно. Интернет может быть и инструментом для саморазвития. Здесь можно найти много полезной информации, развивающих фильмов, лекций компетентных людей, аудиокниг и многое другое. А можно слушать деструктивную музыку, сутками «зависать» в соцсетях и, как муха, на огромном поле благоухающих цветов искать кучу, сами знаете чего. Поэтому использование Интернета — вопрос степени осознанности. Если, заходя в интернет, у вас есть конкретная задача, вы хотите прояснить для себя какой-то вопрос или просто найти новую развивающую информацию, тогда Интернетом можно смело пользоваться. Но если банальная проверка почты заканчивается многочасовым просмотром бесполезных деградационных роликов на Ютубе — такое использование Интернета лучше жёстко ограничивать. Совсем отказаться от Интернета в современных условиях вряд ли возможно. Поэтому если вы за собой замечаете, что Интернет стал могилой вашего свободного времени, то попробуйте ставить себе таймер на 20–30 минут. И после его срабатывания сразу закрывать браузер и переключаться на какие-то другие дела. Таким образом, даже если ваше внимание снова было захвачено чем-то, мягко говоря, неполезным, то сработавший таймер напомнит вам о том, что есть дела поважнее.

Также часто можно услышать: «Я не смотрю телевизор», это порой даже можно назвать каким-то новомодным трендом, и говорится это с гордостью. Потому как деструктивное влияние телевизора уже очевидно для многих. Но если кто-то придерживается этого правила осознанно и тратит освободившееся время на своё развитие, то есть и те, для которых это не более чем новое веяние моды, и весь тот шлак, который они могли бы посмотреть по телевизору, они успешно смотрят в Интернете, сутками просматривая любимые сериалы. И получается только хуже: если телевизор хотя бы соблюдает какую-то дозировку, то в Интернете можно вывалить на себя сразу серий 10 любимого сериала. Одним словом, мало не смотреть телевизор, важно в принципе ограничивать себя от деструктивной информации. И самое главное — иметь представление о том, какая информация является деструктивной, а какая конструктивной. И в этом вопросе тоже много разных мнений. Здесь сложно дать какую-то конкретную оценку, каждый в силу своего уровня развития будет определять информацию как полезную или вредоносную. Но если хотя бы такое разделение уже происходит, это уже позитивно. Это — зачатки осознанности.

 

 

Очищение внутреннего мира

Однако, как бы мы не старались, этакая «гонка вооружений» между нами и маркетологами продолжается и днём и ночью. К счастью, транслировать рекламу в наши сны специалисты ещё не научились, зато днём наше внимание регулярно атакуется рекламными роликами, плакатами, слоганами и т. д. Невозможно выйти на улицу и не увидеть хотя бы пару десятков рекламных щитов или не услышать где-нибудь в маршрутке о том, что нам на самом деле нужно срочно приобрести, по мнению диктора. И бороться с этим практически невозможно. Весь подобный контент создаётся профессиональными психологами, и мы с вами можем пребывать в полной иллюзии того, что мы осознанные люди, но по факту вся эта грязь оседает в нашем подсознании и рано или поздно может дать свои плоды. И когда однажды, придя домой из супермаркета и разбирая пакет, вы увидите, что машинально сунули туда что-то совсем ненужное, знайте: это плоды рекламы. Поэтому, как бы мы не стремились ограждать себя от источников информационной грязи, эта грязь в той или иной мере в нас всё равно проникает. И чтобы не стать жертвой опытных маркетологов, следует регулярно заниматься очищением своего внутреннего мира:

1) Чтение писаний и любых текстов, связанных с саморазвитием. Любая адекватная информация об этом мире и о том, как в этом мире жить, будет замещать ту грязь, которую в нас загружает агрессивная информационная среда. Проведите эксперимент: выделите себе один или два выходных на то, чтобы читать какие-либо писания или слушать лекции по саморазвитию. А потом отследите, как вы будете реагировать на обычную «социальную» информацию. Скорее всего, будет очень сильный контраст. Вот это состояние следует в себе всё время поддерживать. Если поток адекватной информации будет превышать поток деструктивной, вы сможете хотя бы поддерживать себя в нормальном состоянии в плане желаний, мотиваций и т. д.

2) Для очищения сознания от различных негативных образов, установок и др. можно применить весьма эффективную йогическую практику — Тратаку. Это практика концентрации на объекте, чаще всего на пламени свечи. Она не только очистит вас от накопленного за день негатива, но и может проработать какие-то более глубинные деструктивные установки.

3) Общение с единомышленниками. Старайтесь больше поддерживать общение с единомышленниками на темы саморазвития, йоги, духовного совершенствования и здравого образа жизни. Это позволит сохранять в себе нужные вам мотивации и избавляться от навязанных. Также единомышленники помогут вовремя заметить отклонение от курса. Здесь важно всегда прислушиваться, если кто-то говорит вам, что вы стали вести себя странно. А это порой сделать сложно.
Это основные рекомендации по очищению своего внутреннего мира и сохранению осознанности. Но главное, что можно посоветовать, — чётко определить свои цели в жизни и всё время соотносить свои действия с той целью, которая у вас сейчас есть на данном этапе развития. И если, к примеру, у вас цель — поехать на какой-нибудь ретрит, а вам настойчиво рассказывают с экрана, что нужно срочно купить новый смартфон, ведь «только сегодня скидка 30 %»,то крепко задумайтесь: как этот смартфон сможет помочь вам на ретрите. Скорее, наоборот: вы потратите на него средства, которые откладывали на прохождение ретрита, да и наличие смартфона будет только отвлекать во время медитативных практик. Одним словом, тот, кто чётко видит на небе свою путеводную звезду, никогда не будет бежать за вспыхнувшим прожектором, потому что знает, куда и зачем он идёт.

Также человек, который встал на путь саморазвития, должен чётко понимать, что тенденции в нашем мире большей частью прямо противоположны, и тот, кто идёт по пути здравого образа жизни, всегда будет идти против основного течения. А значит, следует быть к этому готовым и чётко сформировать свои позиции относительно тех или иных явлений. Следует понимать, что трудности на пути лишь закаляют нас, и если не было бы трудностей, не было бы и развития. Поэтому любой информационный шлак, который нас окружает, это лишь помощь нам в практике пятой ступени системы Патанджали, «Пратьяхары», которая заключается в контроле над органами чувств и тренировке своего ума путём выработки индифферентного отношения к раздражающим и вредоносным для нашего ума объектам. Таким образом, любая агрессивная информационная среда лишь повод для тренировки Пратьяхары. И если вы вынуждены посетить своих родственников — заядлых любителей телевизионных передач или сериалов, — то гневаться на этих «несчастных» людей не стоит: они лишь помогают вам в тренировке вашего ума. Почтительно сложив ладони у сердца, скажите им «спасибо». Мысленно, разумеется, дабы не вводить их в беспокойство странным поведением.


Присоединяйтесь к нашим группа в соц.сетях:
ОдноклассникиВконтактеFacebook