Легендарный князь Гостомысл и основание Новгорода

22 января 2024 - 368 прочитали

Реклама

Легенда о князе Гостомысле, правившем в Старой Ладоге и основавшем Новгород, восходит к поздним русским летописям. Однако историки не приходят к единому мнению относительно достоверности этих сведений, разделяясь на сторонников легендарного и реального происхождения образа князя Гостомысла.

Князь Гостомысл

 

Гостомысл (ум. 860) — легендарный князь ильменских словен и основатель Новгорода.

О жизни Гостомысла известно очень мало, и большинство информации о нем основывается на поздних летописных источниках и народных преданиях. Считается, что Гостомысл правил в городе Старая Ладога, который в те времена был столицей ильменских словен.

Согласно легенде, Гостомысл был мудрым и справедливым правителем, который заботился о благополучии своего народа. Он также известен тем, что при его правлении началось строительство Новгорода — одного из древнейших городов России.

Гостомысл имел нескольких сыновей и дочерей, но не имел наследника мужского пола. Поэтому после его смерти власть перешла к его дочери Умиле, которая была замужем за князем Буривом. Однако вскоре после этого власть перешла к Рюрику, который был призван на правление по совету Гостомысла.

Князь Гостомысл, более известный как Гостомысл Владимирович, являлся выдающейся фигурой средневековой Руси. Родившись в знатной семье, он проявил особые способности и амбиции с самого раннего возраста. Гостомысл был воспитан в строгости и целеустремленности, что положило основу для его будущих достижений.

Начиная свою политическую карьеру, Гостомысл был всегда готов брать на себя ответственность и принимать сложные решения. Он стремился к укреплению и расширению власти своего княжества, всегда стоял на защите интересов своего народа. Благодаря своей энергии и решительности, Гостомысл преуспел в реализации своих планов и добился значительных успехов на международной арене.

Он был не только умным и смелым политиком, но и заботливым и справедливым правителем. Благодаря его проницательности и интеллекту, его княжество стало примером сильного и процветающего государства. Гостомысл развивал науку, культуру и торговлю, привлекал лучших ученых и мудрецов своего времени. Он создал благоприятные условия для развития и процветания всех слоев общества.

Помимо своих политических и правительственных достижений, Гостомысл был также известен своими мудрыми советами и философскими размышлениями. Его речи и написанные трактаты оказывали глубокое влияние на его современников и стали источником вдохновения для будущих поколений.

Вся его жизнь была посвящена служению своей родине и народу. Гостомысл-князь, великий политик и мыслитель, стал легендой своего времени и останется на протяжении веков в памяти потомков. Его наследие остается великим и вдохновляет новые поколения стремиться к высшим целям и заботиться о благе своей страны и народа.

 

Легенда и Реальность в Истории Руси

Позднелетописные данные, представленные в «Записках о Московии» (1549) дипломата Сигизмунда Герберштейна, поднимают волнующие вопросы о реальности существования этой загадочной фигуры.

В XVII веке хорватский католический богослов Юрий Крижанич отвергал «постыдные басни» о Гостомысле, призывая не верить «придворным баятелям». Однако российские историки XVIII века, такие как В. Н. Татищев и М. М. Щербатов, придавали этой легенде достоверность.

Споры продолжались и в XIX веке. Историк И. И. Срезневский видел западнославянские корни в имени Гостомысла, предполагая, что легенда проникла в восточнославянский эпос из западнославянской традиции.

Археолог-лингвист А. М. Микляев анализировал топонимы и указывал на возможные миграции западно-славянских племён в район Приильменья уже в VIII веке. Это подтверждается археологическими находками посуды западнославянского типа в Новгороде и Ладоге.

В. Я. Петрухин подчеркивает, что имена Гостомысла из мекленбургской генеалогии могли повлиять на русские летописи. Он отмечает две разные исторические традиции в Новгороде и Москве, где каждая стремится подчеркнуть свою исконность и приоритет.

Московская историография XVI века, в «Сказании о князьях Владимирских», изменяет повествование, выделяя Гостомысла как инициатора призвания варягов, что противоречит новгородским традициям.

 

Переплетения в древнерусских литературных произведениях

Оказывается, даже в древности люди стремились создать свою уникальную версию истории. В позднесредневековой Польше и на Руси XVI века, литературные труды превратились в полотно интриг, переплетенных сюжетов и загадочных персонажей.

В эпоху, когда слова воссоздавали прошлое, на страницах средневековых хроник возникали фантастические миры, предназначенные не только для сохранения, но и для преобразования истории. Польские историки создавали конструкции, где римская древность становилась частью славянской государственности, а на Руси появлялись сказания, заменяющие реальные племена на легендарных правителей, относящих свой род к римскому императору Августу.

Одно из таких произведений — «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XVI века. Здесь варяги и племена, призывавшие их, уступают место легендарному Гостомыслу и династии, возводящей свои корни к римскому императору. Этот поворот сюжета создает удивительный мир, где история и миф переплетаются в неразгаданных узорах.

Новгородская редакция «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» XVII века продолжает этот таинственный нарратив, завершаясь сюжетом о Гостомысле, заимствованным из предыдущего произведения. Здесь Гостомысл, став правителем в возрожденном Новгороде, советует вызвать «самодержца» из Прусской земли «от рода Августова». В этот момент в историю вступает «курфистр и князь великий» Рюрик.

Гостомысл не остается без внимания и в Киевском синопсисе XVII века, созданном, предположительно, архимандритом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. Здесь легенда о происхождении Рюрика, перенятая из «Сказания о князьях Владимирских», преобразуется под влиянием западных образцов, настаивая на балтийско-славянском происхождении варягов.

 

 Татищевские Известия

В увлекательном путешествии сквозь времена и летописи, мы обнаруживаем таинственные детали о Гостомысле, князе, оставившем свой след в истории через загадочные «татищевские известия». Восходя к XVIII веку, историк В. Н. Татищев раскрывает перед нами необычные фрагменты, возможно, утраченные в древности и не вошедшие в широко известные летописи.

Основная часть истории Гостомысла находится в загадочной Иоакимовской летописи, ставшей объектом споров исследователей. Согласно этой летописи, Гостомысл вел великую войну с варягами, побеждал их, но в конце концов был побежден у реки. Его сын, Гостомысл, вступил в свои права, отказался платить дань варягам, совершил победоносные походы и устроил мир с варягами.

Кончина Гостомысла. «Детский Карамзин», Борис Чориков, 1836

Кончина Гостомысла. «Детский Карамзин», Борис Чориков, 1836. ист. ru.wikipedia.org

Однако, кроме политических и военных событий, Гостомысл оставил свой след в личной судьбе. Его три дочери вышли замуж за соседних князей, а его четыре сына ушли из жизни еще при его жизни. Способные читатели, вероятно, будут сопереживать Гостомыслу, испытывая скорбь по неимению мужского потомства.

Интрига этой истории достигает своего пика, когда Гостомысл получает предсказание от вещунов. Во сне ему является видение, в котором дерево, выросшее из чрева его дочери, превращается в огромный город. Этот загадочный сон приводит к мудрому решению Гостомысла послать послов к варягам, чтобы найти наследника в лице сына Умилы, его средней дочери.

Сага продолжается, когда перед смертью Гостомысла являются Рюрик с братьями, как ответ на молитвы и предсказания. Весь этот таинственный процесс раскрывается в Татищевских известиях, оставляя нас в восхищении перед сложными взаимосвязями и судьбой великого князя.


Понравилась статья - Поделитесь с друзьями в соцсетях