Ненасилие как аскеза в благости

Понравилась статья или фильм? Поделитесь на своей странице в соцсетях

Способность с пониманием относиться к недостаткам других рождает в сердце принцип ненасилия. Эту способность нужно взращивать в своем уме, поливая ее каждый день добрыми делами.

Мы продолжаем цикл описания аскез в благости. На этот раз мы рассмотрим один из основных принципов ведической философии — ненасилие.

Ненасилие как аскеза в благости

Один из принципов аскезы в благости — это ненасилие. Существует несколько типов насилия: насилие действием, насилие словом и насилие в мысли. Все эти типы насилия приводят к одному результату — человек в своей жизни теряет свободу выбора. Если над кем-то совершается насилие, то жизнь ставится в определенные рамки и преступник не может вырваться из них. Он живет в тисках собственной судьбы. Если, например, совершается незаслуженное насилие над своими подчиненными, то куда ведет судьба? Она неминуемо приводит к бесславию, туда и придется идти.

Можно ли тогда кого-либо наказывать, например, бить за шалости своих детей? Можно ли шлепнуть по попе ребенка? Можно, если делается это не со злостью, а с добрыми чувствами. Если человек добрый и просто наказывает ребенка, но внутри к нему относится по-доброму, без зла, тогда это наказание справедливо. Если человек не любит своего ребенка, то это значит, что он неправильно его наказывает. Однако когда человек совершает насилие, пусть даже в уме, то он теряет свободу выбора. Как мы издеваемся над своими детьми, так и начальство, власти будут издеваться над нами — не физически, так психически. Поэтому делайте выводы.

Есть определенные принципы, которые надо знать, иначе невозможно ориентироваться в этой жизни. Если приходится по долгу службы или согласно положению в обществе совершать насилие, то надо научиться давать свободу выбора тому, над кем, возможно, придется совершить насилие.

Есть два типа предоставления свободы выбора. Первый тип — это давать свободу выбора, заведомо зная, что человек совершит ошибку. Такой вариант тоже возможен, если эта ошибка не приведет его к смерти или к тому, что он станет калекой, несчастным человеком или наркоманом, пьяницей. Если эта ошибка не приведет к несчастью, то надо обязательно дать человеку возможность ошибиться, даже своему ребенку. Второй тип свободы выбора — это свобода выбора в суждениях. Свободу выбора в суждениях человеку надо давать всегда. Как он считает нужным, так пусть говорит и думает.

Предоставлять такую свободу может быть и трудно, но если делать это с чистым сердцем, с уважением относясь к мнению другого, каким бы оно ни было, то человек через некоторое время сам захочет услышать ваше мнение. Если при этом вы выскажетесь просто, честно, с любовью и добротой, без любого вида насилия: обиды, ненависти, грубости, хитрости, политики — то этот человек естественным образом прислушается. Доброе высказывание воздействует прямо на разум, и жизнь человека изменяется, так как меняется его жизненная позиция.

Если он не прислушивается — значит, все-таки придется его как-то наказать, если у вас на это, конечно, есть полномочия и моральное право. Однако бывает так, что человек заранее не хочет слушать, потому что уже исчерпан запас его способности слушать. Почему запас послушания закончился? Потому что в отношениях с ним было допущено слишком много злости. Есть определенный запас способности слушать другого человека. Этот запас находится в уме и через него не «перепрыгнешь». Если раньше вел себя с человеком плохо, то у него на всю жизнь остается негативный осадок.

Как же вновь установить отношения со своими подчиненными? Если мы тем людям, которые от нас зависят, даем определенное количество свободы выбора, то постепенно отношения становятся теплее и в определенный момент антагонизм пропадет полностью. Как раз с этого момента сердце оттаивает и появляется желание прислушиваться к замечаниям.

Касается ли этот принцип любых отношений, или он работает только между старшими и подчиненными? Он работает всегда. Если попытаться понять свои отношения с людьми хоть немного глубже, то будут нас слушать или нет, зачастую зависит от того, насколько у нас хватает тепла, сострадания и доброты в характере.

У каждого человека в сердце есть сила, которая заставляет других людей его слушаться или не слушаться. Годами мы совершаем ненужное насилие над родственниками, сослуживцами и друзьями, а затем спрашиваем себя, почему со всеми испортились отношения? Если мы изо дня в день совершаем такие ошибки, то в какой-то момент запаса благочестия просто не остается. В результате все отворачиваются. Есть ли у родителей, которые постоянно без нужды над своими детьми совершают насилие, хоть какая-то возможность справиться с ними? Никакой возможности — ничего не сделаешь, абсолютная скованность ситуацией. Наоборот, ребенок, когда подрастет, будет сам совершать над родителями насилие.

Оказывается, до тринадцати лет родители еще способны совершать незаслуженное насилие над детьми, потому что они сильнее. Но уже после тринадцати лет ребенок, с которым родители поступали несправедливо, сам начнет издеваться над ними. Сколько родители совершали насилия, столько он его вернет назад в виде грубых циничных слов. И вы ничего с этим не сделаете, ребенок всё отдаст сполна. Поэтому не удивляйтесь, откуда что берется.

Способность с пониманием относиться к недостаткам других рождает в сердце человека принцип ненасилия. Эту способность нужно взращивать в своем уме, поливая ее каждый день добрыми делами. Позитивизм мышления, предоставление людям свободы выбора, доброе отношение к своим подчиненным и детям — таковы признаки благостного человека, наполненного аскезами, направленными на непричинение насилия окружающим живым существам.

Если человек употребляет продукты питания, полученные в результате применения насилия: мясо, рыбу, яйца, то из-за осквернения разума этими продуктами не остается никакой внутренней возможности культивировать ненасилие. В результате насилие становится нормой жизни.

Олег Торсунов из книги «Избранные лекции»

Олег Торсунов
источник

Понравилась статья или фильм? Поделитесь на своей странице в соцсетях