Откуда пошли лапти

Поделитесь на своей странице в соцсетях


Читайте также:Долг перед Родом, или 5 причин родить 9 детей

Почему издревле на Руси крестьяне использовали и носили лапти? Лапти — это не просто обувь. Это ещё и славянский инструмент оздоровления. Ведь, лапоть сделан из Природного материала, который не мешает получать Жизненную Силу от земли. К тому же в тёплое время года носить лапоть удобнее и практичнее.

Откуда пошли лапти

В начале XX века Россию нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью бедной части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. При этом сроки службы плетеной обуви были весьма коротки, об этом свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей.

Принято считать, что название этой обуви произошло от слова «лапа», а сами лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Откуда пошли лапти

Слово «лапотник» встречается еще в Лаврентьевской летописи за 985 год. Была в народе и поговорка: «лапти плесть – один раз в день есть». Для плетения лаптей использовались деревянные колодки и специальный крючок – кочедык. За один день мастер мог изготовить от двух до десяти пар: все зависело от опыта и сноровки.

Плетение лаптей считалось работой несложной, но требующей определенных навыков. Плели лапти из коры различных деревьев, в первую очередь липы. Для одной пары лаптей требовалось, примерно, три молодых липовых дерева в возрасте от четырех до шести лет. Именно такое лыко считалось лучшим.

Плели лапти из коры и подкорья различных лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и др.. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Способы плетения лаптей были самыми разнообразными и в разных регионах были свои особенности. Поэтому, по лаптям можно было определить из какой местности пришел человек. Среди опытных мастеров лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык как правило плели зимние лапти, но бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати.

Для прочности и тепла лапти проплетали вторично, при этом изготавливали их из пеньковых веревок. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку — подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки).

Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Сами мастера по изготовлению лаптей были в каждой деревне, но большого дохода это ремесло не приносило. Обувь из лыка была дешевой и удобной: зимой лапти хорошо сохраняли тепло а летом давали ногам прохладу. Единственным недостатком был небольшой срок службы.

Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

Откуда пошли лапти

Говорили, что Петр Первый, владевший многими ремеслами, лапоть сделать не смог. Император выбросил недоплетенный лапоть и заявил: «нет ремесла мудренее лапотного». Ходила легенда, что этот лапоть хранился в одном из музеев Петербурга.

Интересно, что у шведов существовал даже термин «лапотная миля», то есть расстояние, которое можно пройти в одной паре обуви. Даже во время Гражданской войны, лапти были основной обувью бойцов Красной Армии. Существовала Чрезвычайная комиссия по валенкам и лаптям (ЧЕКВАЛАП), которая занималась заготовкой обуви для военнослужащих.

Ежегодно в городе Суздаль Владимирской области проводится Праздник лаптя, на который собираются не только гости из России, но и многочисленные туристы из-за рубежа. Главный герой этого праздника – лапоть. В лаптях бегают на расстояние в одну версту, играют в футбол, метают лапоть на дальность и т. д.

Читайте также:
Воплощение Богов. Светлые Боги славян
В чём суть русской души?
Русский сарафан. История сарафанов
С.В. Жарникова. У ног САХа
Богиня Доля (Среча)

Поделитесь на своей странице в соцсетях