Список сказочных и былинных персонажей, их характеристика и описание.
Погрузитесь в захватывающий мир сказочных и былинных персонажей с нашим увлекательным списком из сказок и мультфильмов. От классических сказочных героев до магических созданий, эта статья раскроет fascinующий мир персонажей, которые заполняют нашу детскую фантазию и оставляют неизгладимый след в нашей памяти. Приготовьтесь к волнующему путешествию по волшебным историям и встрече с персонажами, которые стали частью нашего воображаемого мира.
Снегурочка
Героиня русского фольклора. В сказке она — девочка, сделанная из снега в конце зимы и оставленная на попечение деревенских стариков (приемных родителей). Она добрая, внимательная и любящая девушка, но летом ей немного грустно, так как она радуется только дождю и граду. Однажды во время летних каникул, когда ее друзья в деревне прыгали на верхушке костра, Снегурочка, не колеблясь, растаяла над жарким огнем, превратилась в тонкое облачко и улетела в небо.
Вот почему, в отличие от злого Мороза, сварливой Зимы или веселой Масленицы, Снегурочка всегда изображается в сказках печальной, белолицей красавицей, полной невыразимого холодного очарования.
Крупеничка
Старуха спрятала его и пошла на Русь. Когда она закопала семена гречихи в поле, они начали прорастать, и из них выросло семьдесят семь семян гречихи. Ветер налетел со всех сторон и разнес семьдесят семь зерен по семидесяти семи полям. С тех пор гречневая крупа процветает на Руси.
Соловей-разбойник
Существуют различные гипотезы относительно личности Соловья-разбойника: исследователи 19 века полагали, что он олицетворял силу рождения, в частности разрушительную силу ветра. Впоследствии было обнаружено несколько исторических параллелей. Можно считать, что соловьиный сюжет отразил борьбу за формирование единого государства под руководством киевских князей с лесными славянскими племенами, стремившимися к изоляции.
Со временем образ соловья-разбойника вобрал в себя черты вражеских захватчиков. В некоторых версиях рассказа соловей упоминается под фамилией Ахматович или Рахматович. Предположительно, это отсылка к Ахмату, татарскому хану, совершившему набег на Москву в XIV веке.
Применять имя «соловей» к злому монстру кажется довольно странным. Возможно, в древности это слово имело другое значение, которое еще предстоит прояснить. Однако не исключено, что название могло быть основано на самых ранних легендах, в которых свист бури сравнивался с раскатами грома этой птицы. В образе соловья-разбойника народное воображение олицетворяло грозового, грозного демона облаков.
Первым подвигом Ильи Мромца за пределами родной деревни стала победа над соловьем-разбойником. Эта подпись основана на мифологическом мотиве борьбы богатырей с чудовищами.
Даже богатырские кони, ведомые Ильей Мромцем, дрогнули:
Темные леса раскинулись по земле,
Река-мать Смолодина запуталась в песке.
Уничижительный термин «разбойник» объясняется разрушительной природой бури и архаичными представлениями, связывающими характер разбойника или вора с олицетворением облаков. На древнем поэтическом языке затемнение небесного света облаками и зимними туманами называлось кражей золота, и у соловьев-разбойников в подвалах хранились бесчисленные запасы золота. Точно так же во время летних засух и зимних ливней без осадков похищалась вода для бытовых нужд и урожай.
Ставр Годинович
Персонаж героических эпосов русского народа. Из «Былины» мы знаем много историй о Ставре, все они сводятся к двум основным вариантам, условно называемым «богатырским» и «новеллистическим».
В богатырской версии жена Ставра выдает себя за грозного посла, побеждает семерых богатырей и стреляет из лука лучше княжеских лучников. В романной версии Василиса приходит ко двору князя не с богатырской силой, а как жених, ухаживающий за дочерью (или племянницей) князя Владимира. Василиса выходит победительницей из испытания, которое уготовил ей принц, но не силой, а хитростью.
Некоторые исследователи полагают, что этот сюжет имеет историческую основу. Согласно одной из летописей, в 1118 году Владимир Мономах разгневался на новгородских бояр и сотника Ставра и заточил его в темницу, а в 1960 году на стене Софийского собора в Киеве появилась надпись: «Господи, спаси раба твоего Ставра, ибо он был убит Ставровым. Судя по всему, это был почерк самого Боярина, прототипа Ставра. Боярин был грамотен и обладал прекрасно развитым почерком.
Вольга Святославич
Один из древнейших богатырей назван в честь Волка, бога всех чудес, превращений и колдовства, обладающего феноменальной силой.
Он олицетворяет колдовскую хитрость и мудрость. Пророк богатырь Кнахар путешествует по городу со своими последователями, приходя «с выхода мужицкой дани», как сказано в «Байлине». Он ярко воплощает «мудрость змея», сочетая в себе красоту и молодость.
Он совершил много удивительных подвигов, но пахарь ничего не смог сделать и был забыт на полях, не вспаханных Микулой Селяниновичем, любимцем Матери Живой Земли.
Микула Селянинович
Великан-земледелец — один из самых гигантских и загадочных образов русского эпоса. Это гигантский фрагмент былинной сказки. В настоящее время известны только две эпические поэмы о Микуле Селяниновиче.
Волга дарит Микуле «три города с крестьянами». Былина заканчивается тем, что Микула Селянинович называет свое имя. Это говорит о том, что картина имела особое значение и изначально была известна широкой публике. По мнению многих исследователей, он принадлежит к древнейшему пласту русского эпоса и изначально был не просто крестьянином, а сельскохозяйственным божеством. Не случайно Микула и Волга противопоставлены друг другу, и первый явно превосходит второго. На самом деле Волгу обычно отождествляют с богом охоты. В древние времена охота была основным средством существования человека, а в конце каменного века ее сменило сельское хозяйство. Таким образом, тот факт, что Микула оказывается сильнее Вольги и его последователей в Бейлине, правильно отражает процесс исторического развития.
В другом Байлине Микула Селянинович вступает в схватку с богатырем Святогором. Святогор также является одним из древнейших мифологических персонажей русского эпоса. Он олицетворяет абсолютную вселенскую власть. Сильнее него нет никого на свете, он настолько огромен и тяжел, что его «никогда не обнимет мать-Земля», и он скачет по горам на богатырском коне. Образ Микулы имеет особый резонанс в этой былине.
Однако со временем образ Микулы стал восприниматься по-другому, как олицетворение русского крестьянина-труженика.
Cвятогор-богатырь
Святогор — старейший из последователей Богатыря, богатырь, особо почитаемый народом. Святогор принадлежит к древнейшему мифическому поколению богатырей в русском эпосе. Мы можем говорить о нем как о богатыре античной поэзии.
Святогор очень силен, и его сила — это его бремя. Сила Святогора существует сама по себе, у нее нет цели или применения, она приходит изо дня в день и никуда не расходуется.
В рассказе о встрече Святогора с богатырем Микулой Селяниновичем говорится, что Святогор не смог поднять мешок Микулы, а внутри мешка была таинственная сила притяжения — земля. В этой истории русский фермер восхищается силой русского фермера, чья мирная, трудолюбивая жизнь ему приятнее, чем жизнь воина-кочевника, и неуклонно отступает в прошлое.
Святогора сменяет Богатырь со своими людьми во главе с Ильей Муромцем. Илья Муромец — представитель новой «богатырской» эпохи, которая уже оставила свой след в истории. Илья Муромец — представитель новой «богатырской» эпохи, которая уже оставила свой след в истории. Его сила качественно иная, человеческая. Когда Святогор, чувствуя свой упадок, попытался наделить Илью непомерной силой, тот ответил.
Илья Муромец
Центральный герой русского героического эпоса, он является предметом более чем 10 богатырских историй, каждая из которых известна во многих летописях. Его достижения никогда не сотрутся из памяти фермеров, которым покровительствовал этот богатырь.
В. Я. Пропп, один из величайших фольклористов XX века, писал: «Образ Ильи — самое зрелое и совершенное творение русского эпоса. (…)
Только могучее государство в один из переломных периодов своей истории могло создать такой монументальный, величественный, но в то же время просто гуманистический образ национального героя».
Сказка об Илье Муромце сформировалась во время борьбы русского народа с половцами, совершавшими набеги на Русь в XI-XIV веках, и с монголо-татарами, под властью которых Русь находилась более 200 лет.
Поэтическая биография Ильи Муромца начинается с рассказа о происхождении Ильи и его приходе к власти. Он был «крестьянским сыном» и уроженцем села Карачалово, расположенного недалеко от города Мурома. Деревня Карачалово действительно существует и расположена в двух верстах от Мурома вверх по течению реки Оки. Согласно местной легенде, Билинский богатырь похоронен в своей родной деревне, под часовней по дороге в Муром; в конце 20 века в Муроме был установлен памятник Илье Муромцу.
Однако иногда Илью называют Моловлиным или Млавлиным, что дало повод некоторым исследователям предположить, что родиной богатыря мог быть город Калачев, расположенный недалеко от Моловийска в Черниговской области.
Илья не мог ходить 30 лет и еще три года, и хотя он с трудом мог стоять на ногах, он стал воплощением бессмертной силы последователей Богатыря.
Илья Мромец — воин, защищающий свою Родину. Он говорит в своей былине:
Я создал великую заповедь.
Я должен защищать столицу Киев,
Я должен защищать Церковь Божью
Я должен защищать столицу Киев, я должен защищать Церковь Божью, я должен защищать Православную Церковь.
В отличие от многих былинных богатырей, Илья Муромец обладает не только силой и мужеством, но и ясным мировоззрением. Он отвергает общепринятое в Средние века представление о том, что долг воина состоит прежде всего в верном служении своему господину. Илья критически относится к князю Владимиру, определяя смысл его жизни следующим образом:
«Я служу христианской вере,
Во имя русской земли,
Во славу Киева,
Для вдов, для сирот, для бедных (…)». [Илья Муромец, Повесть об Илье Муромце.
Неясно, был ли у Ильи Муромца исторический прототип или собирательный образ. Имя Ильи Муромца никогда не упоминается в летописях. Однако известно, что Илья Муромец был похоронен в Киево-Печерском монастыре в XII веке рядом с летописцем Нестором и первым русским иконописцем Алимпием.
Добрыня Никитич
Средний из трех богатырей, главных героев русского героического эпоса.
Он гармонично сочетает в себе самые разные качества: храбрость воина, мудрость дипломата, светский этикет («вежливость») и культуру. В сказках, где Добрыня не является главным героем, он обычно выступает в роли мудрого помощника, посредника в поединках.
Историческим прототипом Добрыни Никитича часто является князь Добрыня, дядя святого Владимира Великого по материнской линии, который был выдающимся военным и политическим деятелем. Летопись говорит о нем: ……. Добрыня описывается как храбрый и хорошо одетый человек.» Однако летопись также отмечает, что исторический Добрыня отличался жестокостью. В частности, он упоминается как участник христианской миссии в Новгороде в 990 году, когда он крестил новгородцев «огнем». Возможно, Добрыня Никитич — это собирательный образ. Его имя образовано от слова «добрый», которое в переводе с древнерусского означает совокупность положительных качеств.
Статья «Добрыня и змей» — самая старая и центральная из серии статей о Добрыне. Убийство змеи — один из самых известных сюжетов в фольклоре во всем мире. Змей является традиционным воплощением зла, и победа героя над змеем символизирует торжество позитивного начала во вселенском масштабе.
Борьба героя со змеем — обычное явление в сказках, но сказки с таким сюжетом всегда заканчиваются тем, что герой женится на спасенной им девушке. Добрыня предлагает племяннице князя, которую она спасла от змея, «свататься», то есть обменяться крестами и стать братом и сестрой, и когда князь позже говорит, что благословит этот брак, она отказывается, потому что она «сестра креста». Эти действия Добрыни объясняются тем, что подвиги былинных богатырей, в отличие от сказочных героев, обязательно должны быть бескорыстными.
Некоторые исследователи связывают эпическую поэму о Добрыне и змее с крещением Руси, историческим событием. Некоторые исследователи полагают, что «река Пучай» относится к реке Почайна, в которой князь Владимир крестил киевлян в 988 году. Змей — языческий символ, а Добрыня, победивший змея с помощью «греческой деревенской шляпы», — символ христианства, пришедшего на Русь из Византии, которая была частью Греции. «Греческая деревенская шляпа» встречается почти во всех вариантах билиных.
Алеша Попович
Самый младший из трех богатырей, главных героев русского эпоса. В Древней Руси Алеша был уменьшительным именем от Александра. Летописи не упоминают, сколько Александров Поповичей жило в разное время. Один из них сражался с половцами в 1100 году, другой участвовал в Липицкой битве с владимирским князем Юрием в 1216 году в качестве оруженосца ростовского князя Константина Всеволодовича, а третий погиб в 1223 году в битве с татарами на Калке.
Остается открытым вопрос, был ли кто-либо из этих героев прототипом Алеши Поповича или, наоборот, летописцы, писавшие свои хроники спустя столетия после описанных в них событий, дали имя «Байлин богатырь» реальному человеку.
Алеша родился в Ростове Великом, в семье «ростовского священника».
Образ Алеши Поповича предстает в разных аспектах в зависимости от Бейлина. В более ранних Алеша — прежде всего воин, храбрый, хотя и несколько безрассудный, «напуском богатырь». В более поздних фильмах Алеша часто предстает как легкомысленный хвастун и «бабник».
Центральное повествование об Алеше Поповиче — о его победе над змеем Тугарином. Эта подпись является одной из старейших. Алеша Попович еще не состоит на службе у князя Владимира, но является независимым странствующим воином, путешествующим по миру со своими соратниками в поисках великих подвигов и приключений. Два персонажа сливаются в образе Тугарина. Это крылатый змей из древней мифологии и хан Тугоркан — недавняя историческая фигура, половец, убитый в Киеве в 1096 году.
На змееподобную натуру Тугарина указывают его второе имя Змей и его способность летать. Однако в «Бейлине» крылья не являются его неотъемлемой принадлежностью, он «носит» их, и почти во всех версиях «Бейлины» крылья показаны как «бумажные».
Исторически достоверно, что слуги разносили тугарин «на золотых блюдах».
Алеша победил Тугарина, отнес голову Тугарина ко двору киевского князя и бросил ее ко двору Владимира. Алеша, ты дал мне свет! Ты дал мне свет, пожалуйста, живи в Киеве и служи мне, князь Владимир!». — Таковы были радостные слова князя Стольнокиева. Радость князя распространилась по всему Киеву, а из Киева — по всей Руси.
Интересен образ неверной жены князя Владимира, княгини Апраксии. Считается, что ее прототипом была сестра Владимира Мономаха — Евпраксия Всеволодовна. Евпраксия вышла замуж за саксонского графа Штадена, но вскоре стала вдовой и женой императора Священной Римской империи Генриха IV. Современники называли Евпраксию «бесстыжей шлюхой». Позже она обвинила своего мужа в жестокости и сбежала, вернувшись в Киев. Ходили слухи, что у нее был роман с Тугорканом, но на самом деле Тугоркан был убит за год до ее возвращения в Киев.
Василий Буслаев
Богатырь в Новгороде. Его образ ассоциируется с бесшабашной, неуемной мощью и энергией, мощью, которой некуда деваться. Его характер похож на темперамент дерзкого разбойника. Он встретился с морской пучиной — «кругом глаза». Это поэтическое отождествление образа моря = океана с прекрасной женщиной, наделенной магической силой, сердцем и душой. Василий Буслаев не смог бы этого сделать.
Новгородский богатырь Василий Буслаев не знал, куда девать свою богатырскую силу, и его последователи были такими же. Однажды Василий Буслаев отплыл «за море, в зеленые степи». Он увидел перед собой морскую бездну. Василий зашагал, пиная морскую пучину своими сафьяновыми сапогами. Бездну морскую — круглыми глазами — увидел новгородский богатырь. Не пинай меня, или ты сам окажешься здесь! …
Дружный и Буслаевич рассмеялись, и Дружный начал перепрыгивать через пропасть. Василий перепрыгнул, но вместо того, чтобы перепрыгнуть, он поймал Пучину носком правой ноги. ……. И вот настал его последний миг!
Садко
Герой русского былинного эпоса. Повесть о нем включена в цикл новгородских былин. Исследователи относят происхождение новгородской былины к XII веку — периоду упадка Киевской Руси и расцвета Новгорода. Новгород был крупнейшим торговым городом.
Садко, главный герой новгородской легенды, — купец, а не воин-великан. До того, как он стал бедняком, у него были только «звенящие псалтири». Морской царь подарил ему трех золотых рыбок с перьями в знак похвалы за его певческие способности. На эту рыбу Садко купил много товаров и стал богатым заезжим купцом у великих князей новгородских. …….
Сказка состоит из трех частей, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную. Самая старая часть — это история пребывания Садко в подводном царстве. Эта история восходит к мифам о путешествии героя в «другой мир». Такие мифы встречаются у всех народов. В мифах многих народов также присутствует образ певца и музыканта, который своими выступлениями очаровывает все живое и неживое. История о том, как Садко разбогател с помощью золотой рыбки, подаренной ему Морским царем, позже была включена в былину. Некоторые рассказчики этой части сказки называют короля «водяным», а не «морским». Последняя часть «Былины» представляет собой красочный рассказ о попытке Садко «скупить все имущество Новгорода».
Он упоминается в летописях в связи со строительством в Новгороде каменной церкви во имя Бориса и Глеба в 1167 году.
Троян
Король легенд. Он жил давным-давно. Он был красивым мужчиной, но у него были ослиные уши. Король очень боялся, что кто-нибудь узнает об этом. Он появлялся на публике только в высокой шляпе и приказывал казнить любого цирюльника, который сбривал ему бороду без разрешения и узнавал его секрет.
Однажды цирюльник, который должен был сбрить бороду королю, прислал вместо себя своего ученика. Подмастерье начал брить короля. — сказал король. У тебя есть отец? Ученик ответил: «Нет, он давно умер. У моей матери только один сын.» Царь Троян сжалился над мальчиком и не приказал казнить его. Он только твердо и непреклонно приказал ему молчать о королевском ухе. Мальчик поклялся никому не говорить ни слова, и король назначил его своим постоянным цирюльником.
Мальчик, как и обещал, держал рот на замке. Но с тех пор у него не было покоя. Ему не терпелось рассказать кому-нибудь о секрете короля.
Старуха увидела, что что-то гложет ее сына, и спросила его, не болен ли он. Но я знаю один секрет, — сказала она. Но у меня есть секрет, который я никому не могу рассказать.» — сказала мать. Тогда ты выздоровеешь так, что никто не узнает».
Мальчик так и сделал. Мальчик пошел в поле, вырыл в земле ямку и прошептал в нее: «Уши царя Трои — это ослиные уши.
Время шло. Однажды ветер забросил в лунку семечко, и из семени выросло дерево. Мимо проходил пастух, срезал ветку с дерева и сделал себе дудочника. Этот волынщик пел человеческим голосом.» Уши царя Трои — это уши осла!» .» . Эта песня обошла весь мир.
Когда царь Трои узнал, что его секрет уже известен всем, он позвал своего цирюльника, закричал и топнул ногой. Я жалел тебя, а ты унизил меня перед всем миром!».» .
Парикмахер опустился на колени и рассказал ему эту историю. Король ему не поверил. — Покажи мне древо этого голоса. Если ты солжешь, я не оторву тебе голову.’
Цирюльник отвел короля на поляну, срезал ветки с дерева и сделал надувной шар. Когда король вдохнул в него, оно запело человеческим голосом.
Король, понимая, что все тайное должно выйти наружу, простил цирюльника и с тех пор перестал прятать уши. Ослиные уши, да, ослиные уши.