Календарь волхвов — живая традиция, поскольку праздники сего календаря живы и ныне, хоть и осмысливаются зачастую иначе. Речь о Купале, Колядках, Масленице и иных народных праздниках, переосмысленных в православном календаре.
И вначале дадим сам календарь, а затем приведём обоснования и источники традиции, отчего он такой, а не какой-то иной.

Коло славянских зодиакальных-календарных рун. Коллаж А. Асова
Итак.
1.Началом летоисчисления почитался 1-й год «от Трояновых веков», он же в нашем гражданском календаре 21 марта 368 года. В более ранние эпохи точкою отсчёта полагалось начало прошлого Коло Сварога (иначе, время Воздвижения Звёздного Храма на Алатырь-горе). Для получения сей точки отсчёта складываем 12 зодиакальных эпох по 2160 лет каждая, или 25920 лет, и отсчитываем их назад от 1 года Трояновых веков. Получаем 25552 г. до н.э.
2. В древнерусском календаре, как и в нашем, 12 месяцев, только отсчитываются они от даты весеннего равноденствия (21 марта). Каждый месяц отнесён к знаку зодиака. Первые шесть месяцев (весна и лето) длятся по 31 день; а осенью и зимой месяцы длятся по 30 дней. В високосный год последний месяц года увеличивается на 1 день.

Старые имена месяцев, боги зодиака, а также зодиакальные цветы
3. Названия месяцев сохранились в дощечках «Велесовой книги» и, отчасти, в старых рукописях и устной традиции. Причём, уже в древние времена существовали два основных набора имён: земледельческий, завязанный на явления природы, а также жреческий, использующий сакральные понятия и имена богов.
Примечание: земледельческих календарей в старину было несколько, применяемых отдельными родами в разных местностях (вроде того, что ныне вновь принят на Украине). Но ни один из них не был общепринятым, полагаю потому, что во времена Русколани, охватывающей весь север Евразии, трудно было, — скажем, в тундре или в степях, пустыне и т.п. — применять календарь, рассказывающий о таких неизвестных там явлениях, как листопад, снегопад или цветение трав, либо неведомых сезонных работах.
Посему общим был календарь звёздный, применяемый нередко одновременно с тем или иным народно-поэтическим, земледельческим. Следы сего мы видим и в «Велесовой книге», где есть осколки обоих календарей.
Кроме того, похоже, существовали и локальные (сектантские) календари 8, 9 и даже 17-ти месячные, сочинённые последователями того ли иного культа. Следы сих календарей, — часто спорные (то ли это календарь, то ли просто длительность сезона, тех или иных работ, времени суток), — мы находим и на предметах из раскопок… Впрочем, всеобщий звёздный календарь тоже сохранился лишь наполовину, а посему и потребовал реставрации.
* * *
В древнеславянском календаре собрано самое важное о природе и о человеке. В нём заключено знание истории русского народа и есть учение о Стезе Прави. В нём заключено также знание законов Природы, коим подчиняются ход Солнца, блуждания планет и вращение Коло Сварога — звёздного неба.
Потому в календаре русских волхвов нет ни одного праздника, не соответствующего природному циклу, звёздной дате, — данного просто так, по некой «традиции», лишь бы не так, как у соседа.
Даже даты поминовений древних князей, приуроченные к их датам рождения или датам ухода из жизни, а также даты великих битв неизменно совпадают со значимыми звёздными датами, ибо то, что происходит на земле, — всегда отражение того, что происходит среди звёзд.
Круглый год: в славянском календаре
Год древние славяне разделяли, как и мы ныне, на 12 месяцев. Тому есть множество свидетельств, имеющихся в славянской ведической литературе. Есть сему и подтверждения археологические. Так, академик Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» привёл ритуальный сосуд IV века с 12-ю календарными знаками.

Земледельческий календарь с рисунка на горшке
Само это разделение, общее для большинства древних культур мира, исходит из очевидного наблюдения. Год, то есть время, за кое Земля обращается вокруг Солнца, равен — 365 суткам и ещё 6 часам без нескольких минут. А продолжительность лунного месяца, то есть время от новолуния до новолуния, равна примерно — 29,5 дня.
Двенадцать лунных месяцев составляют почти точно 354 дня, то есть лунный год. И первые известные нам календари следили именно за луной. Лунным был, например, календарь вавилонский, перешедший ко всем семитам, а потом и к древним грекам. Продолжительность месяцев в лунных календарях считалась от одного новолуния до другого: попеременно то 29, то 30 дней. Накапливавшееся расхождение с солнечным годом устранялось введением в определённые годы дополнительного 13-го месяца.
Точное следование лунным циклам говорит о преобладании лунного культа у сих народов. Но в славянской (и вообще арийской) традиции считается, что лунная магия была затемнена силами Ящера (Яши; его же зороастрийцы называли драконом Ажи Дахакой), который был противником родовичей славян — Ария, Богумира.
Дабы ослабить лунные культы, и был введён солнечный календарь. В сём арийском календаре также 12 месяцев, но это имеет не лунный смысл, а звёздный, зодиакальный. Оставшееся от старого календаря название «месяц» — это только дань традиции.
В отличие от лунного календаря, начало и конец месяцев в календаре солнечно-звёздном не следуют за фазами луны, ибо количество дней в месяцах солнечного календаря 30 либо 31. Так принято и в календаре зороастрийском, и в родственном славянском — руколанском, ведославном.
Ведославный русский календарь более близок к зороастрийскому, чем к греко-римскому. Это наследие той эпохи, когда и иранцы, и славяне входили в единый арийский союз царств, о чём повествует «Ярилина книга».
Следы сего очевидны: как и зороастрийский календарь, ведославный начинается с весеннего равноденствия. И точно как в зороастрийском календаре, в первое полугодие, весной и летом, каждый месяц имеет ровно 31 день, зимние и осенние месяцы имеют только по 30 дней.
Неравенство полугодий в ведославном календаре не только прибавляет неделю к весне и лету, но следует также из известной астрономам особенности годичного движения земли (и, значит, видимого движения солнца по эклиптике, т.е. поясу Солнопутья).
Дело в том, что Солнце по поясу Солнопутья идёт неравномерно: зимой быстрее, а летом медленнее. От весеннего равноденствия и до осеннего равноденствия Солнце перемещается по эклиптике за 186 дней, а вторую половину пути проходит только за 179 дней.
Заметим, что народный православный календарь совершенно точно даёт число летнего солнцестояния (Купалу) и число осеннего равноденствия (Успение), опять-таки учитывая набежавшие дни, коих не было бы, если б полугодия были бы равны, как в календаре византийском.
О главных ведославных праздниках
Русский ведославный календарь — прежде всего солнечный. И в нём самый первый день ведического года, 1 белояра, приходится точно на день весеннего равноденствия, на начало весны. Это — праздник Красная гора, иначе называемый Масленица, Комоедицы.
Точно также празднуется летнее солнцестояние — это ведославный праздник Купалы. Осеннее равноденствие — это праздник Овсеня-Таусеня, иначе называемый Осенины, Успение. Зимнее солнцестояние — это праздник Коляды.

Праздники с датами по гражданскому и церковному календарям (в скобках)
В какие числа они наступают? По данным астрономии, весеннее равноденствие — 20 (21) марта, осеннее — 22 (23) сентября.Летнее солнцестояние — 21 (22) июня, зимнее — 21 (22) декабря. Напомним, что вставной день високосного года возвращает равноденствие на прежнее число года, потому их здесь приводится два. Для определения дат солнечных праздников лучше всего заглядывать в астрономические справочники.
С установлением дат же иных праздников, звёздных по своему глубинному смыслу, всё оказывается несколько сложнее. Скажем, когда следует праздновать Перунов день? Обычно, для разрешения сего вопроса, обращаются к трудам академика Б.А. Рыбакова либо к трудам славяноведов и фольклористов XIX века.
Давно уже было установлено, что Перунов день в христианстве вытеснялся днём Ильи-пророка, который также в народных преданиях вызывал грозы и ездил по небу в громовой колеснице. Казалось бы, всё просто: указал Б.А. Рыбаков в качестве Перунова дня 20 июля, значит, и будем праздновать его 20 июля…
Однако постойте! А по какому календарю указана эта дата? Оказывается, Б.А. Рыбаков, цитируя славяноведов XIX и начала XX века, прежде всего В.В. Хвойко, указывал дату по… юлианскому календарю! В современном же гражданском календаре эта дата приходится уже на 2 августа, то есть на православный Ильин день.
Та же история повторяется и с установлением даты празднования Ярилы Вешнего. Сей день вполне обоснованно все отождествляют с днём Юрия Вешнего. Однако если в трудах дореволюционных, а также в церковной литературе, вы читаете дату Юрьева дня как 23 апреля, то знайте, что и она дана по старому стилю. Дата же Ярилина дня по гражданскому календарю, то есть по новому стилю — 6 мая.
Также и дата дня св. Власия или Велеса — сшиби рог с зимы — 24 февраля по новому стилю и, соответственно, 11 февраля по старому и т.п.
Не думаю, что следует за католиками переносить сии даты. После проведения реформы у католиков Георгиев-Юрьев день (как и день св. Власия, и прочие) перешёл в разряд третьестепенных праздников. Они перестали следовать природным звёздным датам (то есть дням прохождения через 0-меридиан, направление на север, звёзд Антарес и Денебола). Потому лично я против празднования «католических» дней Перуна, Ярилы и Велеса, но ратую за исконные православные даты — 2 августа, 6 мая и 24 февраля.
Ещё более любопытно изучить праздник Осенин, двигающийся по календарю, как и все звёздные праздники, но совпавший в нашу эпоху с Овсенем, осенним равноденствием.
Обратим внимание, что через пятьдесят дней после Ильина дня христиане ныне отмечают день Рождества Богородицы. И тут следует заметить, что точно через те же 50 дней северный 0-меридиан после звезды Перуна (a-Льва) проходит звезда Спика (a-Девы) в годовом вращении Малого Коло Сварога. Именно с сею звездой и связан праздник почитания Златы Майи или Осенин.

Календарь, спроецированный на звёздное небо
Ныне он приходится на 21 сентября, то есть на день осеннего равноденствия. Но так было не всегда. Ведь это звёздный праздник, и дата его за истекшие с введения юлианского календаря два тысячелетия перемещалась. Так, в Бусово Время, в IV веке, дата осеннего равноденствия совпадала с другим праздником: христианским днем Воздвижения Креста Господня, ему соответствует в родноверии дата Осеннего Креса (день Волха и Лели). Праздник сей до сих пор сохранил отзвук встречи начала осени. Сие есть дань исторической памяти о Временах Бусовых.
Так что для каждой текущей эпохи смысл праздников, связанных с изменением звёздной картины неба, меняется. Вообще, в ведославном календаре две разновидности праздников. Одни связаны с движением Солнца, другие — с движением звёзд.
И эти звёздные праздники необходимо несколько по-новому осмысливать каждую эпоху, перемещать их, что и сделано в опубликованном (в книге «Календарь русских волхвов») ведославном календаре-месяцеслове.
Александр Асов.