В земледельческом календаре третий Спас 16 августа называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. В большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей.
Освящение и потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарение Даждьбога за щедрые дары, урожай. Освящение зерна для посева озимых. Обрядовые соревнования на конях, гадание по коню и почтение коня, как образа Бога Солнца — Хорса, Ярила, Даждьбога. Коней украшают лентами, заплетают им гривы, отдают всевозможные знаки почета и уважения.
Старшие женщине в роду обрядово замешивали тесто из новой муки, приговаривая молитвы и заговоры на здоровье всех членов семьи. Помогали старшей женщине и маленькие девочки, которые были в роду. В хорошо протопленной печи пекли большие хлебы.
Если они удались на славу — весь год род будет во здравии. Утром, собрав в корзину хлеба, овощи, фрукты, мед несли в храм на освящение. После службы волхв освящает принесенные продукты и свечи. Вернувшись из храма, хозяин со свечой обходит пасеку, после чего приглашает семью на обед (или община устраивает братчину). Старший мужчина в роду благодарил всех Богов за дары земные, урожаи богатые. Сначала едят яблоки с медом, а затем дед или прадед угощает хлебом.
Сначала старший в роду давал хлеб самому младшему члену семьи, чтобы род продолжался, приговаривая: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости», а потом всем по очереди детям и до самого старшего.