Мантра Шиве. Om mahadevaya namah (Ом Махадэвая Намаха)







Шива (санскр. शिव, śiva IAST, «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды. Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной.

 

Смотрите Сериал Бог Богов Махадев на нашем сайте

 

Великого Бога Шиву почитают и славят по всему миру, его образ занимает почётное место во многих философских и религиозных течениях разных стран мира. По мнению авторитетного индийского исследователя Р. Н. Дандекара, шиваизм (признание Шивы Верховным Божеством) является древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира. Ряд исследователей полагают, что и йога — известная в наше время система саморазвития — была именно доарийским наследием, связанным с культом Шивы.

Позже образ Шивы вошёл в философию индуизма, где и получил наибольшую известность в составе верховной Божественной триады — Тримурти. Согласно классической индуистской философии, наша Вселенная существует благодаря трём Божественным аспектам: Брахме, Вишну и Шиве. Брахман воспринимается как создатель Вселенной, Вишну — как божество, отвечающее за поддержание жизни, а Шива почитается как её разрушитель.

С одной стороны, разрушение связано в нашем понимании с чем-то негативным и деструктивным. Но почему же тогда Господь Шива так почитаем в разных философских системах и религиозных течениях во всём мире? Если немного расширить границы привычного восприятия, то очевидно, что достаточно часто складываются такие ситуации, в которых без разрушения старого, закостеневшего и потерявшего свою эффективность, не обойтись. Это своего рода очищение, направленное на трансформацию, — закон оптимальной работы любой сложной системы, которой по сути своей и является жизнь.

Считается, что Шивой устраняются те аспекты бытия, которые уже отработали положенное время и теперь скорее мешают системе расти и двигаться вперёд, являясь её балластом. Кроме того, на освободившемся месте жизнь обязательно даст новую благодатную поросль. Считается также, что Шива способен устранять иллюзии и омрачения сознания, препятствующие чистому восприятию истины. Таким образом, разрушение и созидание — два неразрывно связанных между собой процесса — находят своё отражение в образе великого Бога Шивы.

Примечательно, что Шива хорошо известен и почитаем не только в индуизме. К примеру, его образ встречается и в буддийских текстах, где его именуют Богом Великим Свободным (см. «Садхармапундарика сутра» IAST Saddharma Puṇḍarīka Sūtra). Шива (Сива) под именем Исана отображен также в буддийской Типитаке, где он является одним из четырёх властителей мира Таватимсы. Существует также версия, что Господь Шива является эманацией Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания: «…Авалокитешвара и проявился в форме божества Маха Девы. По сути своей Маха Дева является Авалокитешварой, внешне же он проявляется как мирское божество — Маха Дева» (см. «Йидамы — покровительствующие божества»).

Закономерно, что может возникнуть вопрос об употреблении различных имён в отношении Бога Шивы. Действительно, в древних текстах Пуранах и Махабхарате можно встретить списки с перечислением тысячи названий одного и того же Божественного проявления — Шива-сахасранама («перечисление тысяч имён Шивы»). И в этом нет никакого противоречия. Всё дело в том, что перечисление различных имён Шивы является своего рода гимном этому божеству. Шива-сахасранама называет разнообразные качества Бога, красочно иллюстрирующие его божественный образ, а также проявленные в связанных с ним духовных историях. К примеру, примечательны такие имена, как «Кайлащавасинэ» (санскр. ॐ कैलाशवासिने नमः, IAST oṃ kailāśavāsine namaḥ), что указывает на предполагаемое место обитания Шивы и означает «обитающий на горе Кайлаш», и «Махешварая» (санскр. ॐ महेश्वराय नमः, IAST oṃ maheśvarāya namaḥ), что в переводе значит «Верховный Бог» и подчёркивает особый высочайший статус Божества.

Наиболее известными и широко применяемыми являются 108 имён Шивы (санскр. श्रीशिवाष्टोत्तरशत नामावलिः, IAST śrīśivāṣṭottaraśata nāmāvaliḥ). Само по себе перечисление этих 108 имён Великого Бога обладает такой мощной вибрацией, что часто используется в качестве самостоятельной мантры и имеет все присущие мантрам качества. Если начитывать их, соблюдая правила санскрита, с глубокой внутренней идеацией (концентрацией на энергии Шивы), осознанностью и погружением в суть произносимых звуков, то вполне вероятно добиться определённых результатов.

Отдельные имена Шивы с таким же успехом применяются практиками в качестве самостоятельных мантр. К таким особо почитаемым относится имя «Маха Дэва» («Маха Дэв» – так говорят на хинди) и прославляющая это имя мантра «Ом Махадэвая Намаха». С санскрита её можно дословно перевести как «Ом, поклоняюсь тебе, о Великий Бог».

Согласно древним текстам индуизма Пуранам, повествование в которых в основном идёт в виде притч и легенд, знакомящих читателя с индуистской философией и космологией, генеалогией царей, героев и Богов, Шива является одним из величайших Божеств среди других представителей индийского пантеона. Его участие в жизни Вселенной, в судьбе всех её обитателей в разных мирах, в том числе и в судьбе других Божеств, сложно переоценить. С удивительной мудростью, состраданием и завидным терпением выполняет Великий Бог Шива свои пять божественных ролей: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Именно поэтому его часто именуют Маха Дэвом, что дословно означает «величайший из Богов».

Маха Дэв — великий владыка. Он проявляет себя в самых тяжелых ситуациях, поддерживает жизнь, охраняя Дхарму, приносит порядок во Вселенную, разрушает иллюзии и избавляет от омрачений. Шива — Верховный Бог, перед ним одинаково преклоняются и Боги (Дэвы), и Асуры. Его ум спокоен и непоколебим, как гора Кайлаш, его сердце наполнено величайшим состраданием. Сам Господь Шива, в отличие от других Божеств, постоянно выполняет свою садхану, пребывая в глубокой медитации, а также помогает садхакам (духовным искателям) на их духовном пути, щедро одаривает великих аскетов. Его роль во Вселенной всеобъемлюще велика, но в то же время он отрешён от мира. Он — в звучании универсального звука «ОМ». Он — Великий дух, Владыка владык.

Непреложный закон концентрации: ты становишься тем, на что постоянно направлено твоё внимание. Практикуя эту мантру, духовный искатель стремится достичь единения с Маха Девом, взращивая в себя качества Великого Бога. Считается, что эта мантра способна поддерживать в практике садханы и усиливать намерение.

 

Мантра Шиве (Махадеву) — Om mahadevaya namah (Ом Махадэвая Намаха)

 

Om mahadevaya namah (Ом Махадэвая Намаха)

ॐ महादेवाय नम

«ОМ! Я преклоняюсь перед Великим Господом Шивой» — так звучит один из вариантов перевода мантры «Ом Махадэвая Намаха».

Дословный перевод мантры:
«ОМ» — «пранава» — изначальный звук космической вибрации, первопричина всего сущего. Являясь Маха-биджа мантрой («маха» – великая, «биджа» – семя), многократно усиливает энергию и действие мантр.
«МАХА» — ‘великий’.
«ДЭВА» — ‘Бог/Господь’.
«НАМАХА» — ‘я почтительно склоняюсь/приветствую/смиренно доверяю/поклоняюсь/благодарю’.

 

«Ом Махадэвая Намаха!»
«Поклон тебе, о Великий Бог!»

Смотрите также: