Модный сегодня аксессуар – пояс – играл большую роль и в жизни и быту наших предков. С древнейших времен он рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу этого предмета одежды.
Неприличное отсутствие
В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. До сих пор наш язык хранит знания, которые мы поспешили забыть. Например, «распоясаться» означает утратить приличие поведения. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина 15 века). Из-за этой проделки даже война началась.
Распоясавшись за кладом
По-русским поверьям, ходить без пояса было «грешно». Если же парень или девица собирались якшаться с нечистой силой, они снимали с себя пояс. Это символизировало приобщение к потустороннему миру. Перво-наперво избавлялись от стильного аксессуара ловцы «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу.
Свадебные обряды
Вплоть до середины XIX века на Руси сохранялся обряд чтения поясных узоров во время смотрин невесты. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора.
Но постепенно традиция отмирает – мудреное шитье превращается в банальное украшение.
Столько умения вкладывала исполнительница в создание поясов не случайно. Когда девица была готова выйти замуж, она дарила избраннику поясок. И изменить решения после она уже не могла – у жениха ведь было на руках доказательство. Вот такие брачные документы были в старину.
На самой свадьбе поясом обвязывали жениха и невесту, соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Иной раз невеста раздавала в день торжества более ста поясков.
Карман для денег и конфет
И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, ключи, инструменты. Не была редкостью и поясная сумочка для разной мелочи, называлась она «карман». Пришивать карманы прямо к одежде — гораздо поздняя мода. Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька. Ямщики затыкали за пояс кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, с ключами от кладовок, сундуков. Был и мешочек со сладостями для детей – прозвали его «лакомкой».
Знак достоинства
Ременные пояса с древней поры были важнейшим знаком мужской чести — женщины не носили их никогда. «Опояска» или «поясница» считалась едва ли не главным знаком воинского достоинства. Мужской кожаный пояс был в ширину 1,5-2 см, имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками.
Особой славой пользовались опояски из кожи дикого тура. Материал старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но еще не испустил дух. Эти пояса являлись редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки. Охоту на тура в старину приравнивали к поединку с вооруженным врагом.
Восточный шик
Пояс у наших предков был необходимой частью мужской одежды, и своеобразным знаком отличия. Носили этот аксессуар знать и крестьяне, но от состояния, звания и положения хозяина зависел материал и техника, в которой был изготовлена «поясница». С расширением торговых связей, с Востока хлынули драгоценные ткани, фарфор, изделия из лака и кости, стали появляться великолепные восточные пояса. Они были вытканы вручную из золотых и серебряных нитей. Полуметровая ширина пояса и длина до 4,5 м позволяли сложить его вдвое, дважды обернуть вокруг талии поверх кафтана и завязать чуть ниже живота, спустив концы. Так носили пояса именитые шляхтичи в Польше и бояре на Руси.
Тканый женский славянский пояс – гордость и украшение мастерицы
Как с любовью всякая мать заплетала с ранних лет косы своей дочке, так приучала она свою кровиночку не выходить из дома, не подпоясавшись.
По мере того как девочка росла, изменялись ее пояски. В почти младенчестве это была тонкая веревочка, свитая мамой для защиты от дурных сил. Вместе с расцветающей девичьей красой славянский пояс становился все затейливей и ярче, напоминая о юности и здоровье.
Самые богатые пояса, дарующие и хранящие детородную силу, полагалось носить женщинам в расцвете лет, недавно вышедшим замуж. Когда детей становилось больше, а глаза наполнялись мудростью, в узоры, украшавшие пояса, приходила сдержанность. Пожилые славянки и вдовы поясов носить не переставали, но их вид соответствовал новому положению.
Ткать славянский пояс – великие труд и искусство
Женские пояса у славян были ткаными. Искусство их создания передавалось от матери к дочери вместе с другими видами рукоделия.
Узоры на них были сродни тем, что применялись для вышивки, и выбирались по случаю, по возрасту будущей владелицы.
Самые простые пояса, те, которыми подвязывали нижние рубахи, были просто сплетены из разноцветных ниток.
Для украшения верхнего платья использовались пояса, изготовленные при помощи дощечек – бральниц или бердечек (бердо). С их помощью создавались сложные и простые узоры, предназначенные оберегать своего владельца и помогать ему.
На поясах изображали знаки поля (достаток, благоденствия, прочности семьи), прибогов (спутники богини Мать Сыра Земля), лосихи (покровитель женского начала). Пояса зачастую были настолько ценны, что передавались по наследству.
Мужской славянский пояс ткался для воина и защитника
Мужчинам пояса ткали самые близкие женщины: матери, жены, сестры. Для походов и ратных подвигов их изготовляли из кожи.
В силу того, что с детства до самой смерти статус мужчины в семье не изменялся – воин и защитник – славянский пояс для него был менее разнообразным, но более широким и ярко украшенным.
В узоре преобладали солнечные символы, свастика. Мощь и сила соединялись в изображении Мирового дерева, в Яви, Прави и Нави. Главным охранителем на поясах выступал ящер-дракон, который не позволял вверенному ему человеку преждевременно пересечь границу с другим миром.
Вместе с ритуальными знаками вкладывала каждая женщина, ткущая мужской пояс, свою любовь и надежду, стремление к скорой встрече с дорогим ей человеком, покидающим дом, но обязательно возвращающимся. О том, что славянский пояс имеет большое значение в жизни наших предков, говорит множество дошедших до наших дней поговорок.
Одно то, что человека, не соблюдающего правила приличия, называют распоясавшимся, говорит о многом.
А как вам: «И наго, и босо, и без пояса», «На семи поясах сам бог поставил звездное течение», «Тысяча братьев одним поясом подпоясаны». Также стоит помнить про очевидное родство слов «пояс» и «пояснять», а там и до слова «ясно» недалеко. А ясным у славян солнышко зовется. Вот то-то и оно.