Домовая роспись, распространенное в XVII-XX веках в нашей стране, украшала царские хоромы, церкви и жилища простых крестьян. Она стала своеобразным отражением быта и верований народа.

Истоки и развитие
Возникновение домовой росписи связывают с распространением христианства, когда росписями украшались первые церкви. В царском дворце и Коломенском дворце роспись появилась позднее, в XVII веке.
Стремление простых семей подражать знати и горожанам привело к тому, что домовая роспись стала украшать не только богатые терема, но и крестьянские избы. Расцвет росписи пришелся на 1880-1910 годы, когда в избах появились «белые» печи, чьи стены не покрывались копотью.

Процесс росписи
Украшались важнейшие места в доме: входная дверь, красный угол, печь, голбец и т.д. Доверяли роспись профессиональным мастерам, которые ходили по деревням и выполняли заказы.
Мастера использовали свои пигменты и инструменты, создавая уникальные краски. Некоторые также расписывали прялки, которые становились семейной реликвией.

Техники и мотивы
Домовая роспись отличалась в зависимости от региона. Например, уральская роспись выполнялась свободными мазками, придавая цветам живописность и праздничность.
Самыми распространенными мотивами были цветы, символизирующие плодородие и весну. Также изображали птиц, ассоциирующихся со счастьем и семьей. В Сибири и на Урале встречались росписи с изображениями быков, коней и единорогов.

Значение в русской культуре
Домовая роспись стала неотъемлемой частью русской культуры. Она отражала быт, верования и представления народа. Наивная и простая, она создавала в доме атмосферу уюта и тепла.
Прялки с цветочными узорами и изображениями птиц были не только предметами домашнего обихода, но и символами плодородия и богатства.
В наши дни домовая роспись сохраняется как народное ремесло и декоративно-прикладное искусство. Она украшает дома, музеи и частные коллекции, являясь ярким примером творчества и таланта русского народа.