Как сватаются на Руси

4 июня, 2022

54 просмотров


Добавить в закладки

Предсвадебный цикл обрядов у восточных славян начинался со сватовства.
В старину ходили сватать обычно близкие родственники жениха.
Разговор заводился издалека, в иносказательной форме — об охоте на куницу или о купле продаже телки.
Родители невесты обычно с ответом не спешили.
Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов.
В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его.
В случае отказа возвращали хлеб сватам, а сваты в ответ закрывали дверь спиной.
Считается, что это помешает девушке в дальнейшем выйти замуж.

Как сватаются на Руси
Для того чтобы сватовство прошло успешно, было принято выполнять ряд обрядовых действий и предосторожностей, связанных главным образом с древней верой в приметы.

Суеверное отношение народа к некоторым дням недели и числам нашло отражение и в свадебных традициях.
Например, считается, что в среду и пятницу не следует затевать какие-либо свадебные дела, в том числе сватовство, так как эти дни неблагоприятны для брака.

Следят и за тем, чтобы сватовство, как и денъ свадьбы, не приходилось на 13-е число.
В то же время такие нечетные числа, как 3, 5, 7, 9 в сватовстве и в свадьбе играли определенную обрядовую роль, считаясь счастливыми.

Сватать, как правило, отправляются после захода солнца (повидимому, во избежание сглаза).
После ухода сватов кто-либо из домашних (обычно женщины) связывали все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле.

В народе верят и в некоторые другие приметы.
Например, тот, кто шел в дом со сватовством, старался по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать.
Подойдя к дому, он сначала незаметно прикасался рукой или плечом к дверному косяку и лишь потом стучал в дверь.
Получив приглашение войти в дом, входил, кланялся на образа и только после этого приступал к разговору.
Примечательно и то, что пришедшие со сватовством во время разговора старались незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола, за которым обычно велась беседа.

Невеста во время смотрин всегда главное действующее лицо, сохраняя, однако, по традиционному обычаю молчание и переодеваясь в лучшие свои платья до трех раз.
Соблюдается и обряд испытания невесты.
Иногда мать жениха спрашивала: «А ловка ли девка?»
Тогда невеста брала веник и делала вид, что метет пол.

В быту кустарей (вышивальщиц, кружевниц, вязальщиц, портних и т. п.) испытание невесты имело иной характер.
Так, если невеста была кружевницей, то, чтобы показать ловкость, перекидывала из руки в руку коклюшки, а затем выносила кружева, сплетенные для венчального полотенца.

На смотринах сохранялся и другой традиционный обычай, по которому жених и его родители обязательно выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее.
После этого мать невесты подносит жениху стакан «медового питья».

Если он выпивал весь мед, значит, невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питье и возвращал стакан.

Как сватаются на Руси

При помолвке (заручении) снова повторяется рассказ об охотниках и кунице, а также завязывание полотенец, после чего сваты вручают в качестве выкупа бутылку водки или небольшие подарки.
Затем жениха и невесту благословляют хлебом и сажают их на посад, т.е. на почетное место в переднем углу, где расстелена меховая шуба.

С этого момента начинается участие в обряде свадебного хора, исполняющего свадебные песни.
После заручин жених уже открыто посещает невесту, мать сама стелит им постель.
В дворянских семьях смотрины происходили без каких-либо обрядовых действий.
По этому поводу в доме невесты, как правило, устраивался званый обед.

На нем присутствовали родители жениха и невесты, а также крестный отец жениха или его дядя.
Если между семьями существовали давние дружеские связи, то приглашались и остальные домочадцы, включая сестер и братьев жениха.

У всех социально — сословных групп, в том числе и у дворянства, смотрины по традиции завершались обрядовым молением и круговым обходом стола.

В последнем действе принимали участие только родители невесты и родители жениха или сваха с его стороны.
Этот обряд совершался без каких-либо посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие продолжать начатое дело, после чего договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Сговор или помолвка являлся самым важным предсвадебным обрядом.
В это время происходит духовное общение между двумя родами и благословение на счастливую жизнь перед свадьбой и венчанием.

Как сватаются на Руси

Открываются с обеих сторон врата Родовой силы.
Процедура сговора зависела от положения семьи.
В дворянских кругах по этому случаю в доме невесты давали бал с угощением.
Приглашения в виде специальных билетов рассылались от лица старших членов ее семьи.
Кроме родственников и друзей дома на сговор обязательно приглашали почтенных и влиятельных представителей городского общества.

Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту, объявлял об их помолвке.
Затем все присутствующие поочередно подходили к ним с официальными поздравлениями.
По окончании поздравительной церемонии жених и невеста открывали бал вальсом.
Как и в других сословиях граждан, в этот день жених дарил невесте кольцо с каким-либо драгоценным камнем.
В купеческой и зажиточной мещанской среде в день сговора происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение.

В купеческих семьях жениха и невесту благословлял, как правило, священник.
Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого, деньги передавал отец невесты отцу жениха сразу же после благословения.

У жителей городских окраин и деревень на сговоре обязательно присутствовали близкие родственники.
Родители благословляли жениха и невесту образАми богов, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью.
После этого отец жениха и отец невесты поочередно отвешивали семь поклонов, ударяли друг друга по рукам и во всеуслышание обещали в согласии завершить начатое дело.
Иногда обряд сговора проходил по более полной программе.
Гости требовали привести невесту, которая по распространенному обычаю находилась в другой комнате или соседнем доме и оплакивала свое девичество.

Иногда вместо невесты приводили другую девушку, закрытую покрывалом, сваты обнаруживали обман и требовали привести настоящую невесту.
Родители невесты спрашивали ее согласия на брак.
Получив положительный ответ, ставили молодых людей на одну половицу и связывали подпояской.
Затем на стол клали хлеб-соль, образ, зажигали свечи и молились.
Сразу же после родительского благословения невеста выходила на крыльцо и, поклонившись семь раз по сторонам, сообщала собравшимся около ее дома соседям и подругам о том, что она окончательно просватана (сговорена), и называла при этом имя своего жениха.

Объявление о помолвке встречалось подругами хлопаньем в ладоши и ударами в медный таз.
После сватовства устраивался «сговор», где собиралась ближайшая родня жениха и невесты и решались хозяйственные и организационные вопросы, связанные с заключением брака.

Обычно сначала родственники жениха угощали родню невесты привезенным с собой обедом.
Потом со столов убиралось женихово угощение, стол накрывала невестина родня, и усаживала родственников жениха.
Во многих русских и украинских селениях после «сговора», родственники невесты ходили к жениху осматривать его хозяйство; это называлось «дворогляденье».

Вечером вся молодежь улицы собиралась у выгона, где парни и девушки играли в «догонялки» («горелки»), а жених угощал всю молодежь пряниками (обязательно медовыми), которые в особых формах пекла его мать.
Заканчивалось веселье катанием на лошадях, украшенных бубенцами.
Таким образом, помолвка приобретала общественную огласку.
Жених и невеста, кроме родительского благословения, получали общественное одобрение своего союза (союз — совместные узы).

Как сватаются на Руси

После помолвки отказаться от брака не могла ни одна из сторон.
Общераспространенной в городской среде была традиция завершать сговор, так же как сватовство и смотрины, хождением «круг стола».

В обрядовом хождении на сговоре обнаруживается более широкий круг действующих лиц, чем на смотринах.
Кроме родителей невесты и жениха, в обряде обязательно участвовали их восприемники, то есть крестные отцы и крестные матери.

На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «божьего милосердия» — тех образов богов, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха.
В их число входила и образы Богов как символ «родительского благословения».

В обряде божьего милосердия, кроме невесты и ее родителей, принимали участие крестная мать и крестный отец, которые также благословляли ее иконой.

В современной свадьбе иногда сохраняется сватовство, которому предшествует договоренность молодых людей между собой и с родителями.

Оно включает лишь некоторые элементы традиционных досвадебных актов (договор о количестве гостей и сумме расходов на угощение, примерное меню, иногда и количество даров со стороны невесты) и сохраняет функцию знакомства и сближения будущих родственников.

Читайте также:
Добавьте наш сайт в закладки (нажмите Ctrl+D) и поделитесь с друзьями в соцсетях.